|
Роспись стен в стиле шинуазриРоспись стен в стиле ШинуазриЕсли обратиться к этимологии слова шинуазри, дословный перевод звучит как «китайщина». Данный стиль выглядит просто невероятно красиво. Если собственник помещения выбирает технику для оформления помещения под стиль восточных стран, роспись стен в стиле шинуазри однозначно ему понравится. Европейская живопись очень обогащается благодаря выбору стиля шинуазри. Появление стиля произошло в эпоху рококо. Данный период времени отличался предпочтением ко всему необычному, завораживающему внимание. Описываемый стиль особенный по причине совмещения сразу нескольких веяний. Характеризуется направление синтезом китайских мотивов и элементов классического рококо. Объединение множества мелких элементов заставляет включить воображение и окунуться с головой в ощущение легкости, изящности. |
![]() |
![]() |
Все знают,что есть декоративные росписи подносов,шкатулок,посуды,платков и многого другого. Это работа с малыми формами,или как её называют в ВУЗе,прикладная. Прикладники расписывают мебель, чашки на фарфоровых заводах,делают батики,занимаются художественными промыслами-Федоскино,Палех,Гжель и многое другое.Я больше люблю монументальную масштабную работу,но иногда и у меня случаются опыты работы с малыми формами.Давайте,вначале разберёмся,что такое монументальное искусство,а что такое декоративное.
На фото ниже моя роспись тарелки на мастер-классе Императорского фарфорового завода. Первый опыт росписи фарфора.Рисунок родился совершенно спонтанно,я даже не знала,что попаду на мк)Фантазия на тему "Инь-Янь".
Комодик в силе шинуазри.Моей клиентке он казался скучным и обыкновенным. В итоге решили его разрисовать в стиле шинуазри.Расписан масляной краской в свободной технике.
Монументально-декоративная роспись это работа в масштабах целого дома, и даже улицы.М.д. росписи осваивают большие,порой,даже огромные площади-потолки,стены,фасады. Иногда живописные работы бывают продуманы сразу для целого городка! Например,в Баварии есть деревни,где каждый дом разрисован,на каждом фасаде свой сюжет.Но,расписано всё по единому плану,изображения гармонируют с друг другом,"работают"вместе,и это создает атмосферу великолепной сказки.
Классика монументальной росписи это масштабные перспективные построения,имитирующие полномасштабную архитектуру,а так же сложные композиции с человеческими фигурами. К этому виду росписи относятся так же росписи в храмах и разнообразные плафоны,выполненные маслом на холсте.В советское время были популярны огромные фигуры и копозиции прославляющие мир/труд/май .Это,конечно,тоже монументальное искусство.В современном прочтении,монументалка это часто стилизованные,условные композиции,не всегда понятные людям,но, тем не менее,занимающие целые стены и фасады.Сейчас довольно популярно расписывать современные дома,чтобы придать ландшафту разнообразие.
А вот всевозможные орнаментальные композиции и фризы,цветы,имитация малых архитектурных форм(карнизы,наличники,ордера),гризайль,имитацию различных видов камня и пород дерева,небольшие сюжетные вставки,всё это мы можем отнести,скорее, к декоративно-альфрейной росписи.Как монументальная роспись может существовать сама по себе(Сикстинская капелла),так и альфрейные росписи могут жить своей собственной жизнью(Лоджии Рафаэля) Но, работя вместе,монументальное и декоративное искусство создают ощущение мощи и изящества,грандиозности и одновременно воздушности.Рождается великолепный синтез совершенного интерьера.
Интерьерная роспись ,наряду с другими элементами декора,является важной частью декоративного убранства интерьеров на протяжении многих веков.Лицо любого исторического интерьера формируют талант архитектора и мастерство создателей декораций-лепнины,резьбы,росписи и позолоты. и др.Мы знаем,что многие замечательные архитекторы сами отрисовывали декор для своих интерьеров.
Но об альфрейной росписи очень подробно рассказано тут http://www.elen-art.com/alfreynaya_rospis.
На этой же страничке есть желание заострить ваше внимание на другом.
Что нам говорит википедия о значении слова "декоративный"
Русское слово "декор" заимств. через франц. décor.Происходит от decorāre «украшать; прославлять»,
Значение понятия "декоративный"
1.предназначенный, используемый для украшения чего-либо.
2.живописный, картинный, нарядный
3.относящийся к декорациям, к оформлению сцены.
Итак,задача декоративной росписи-украшать. И чем более стилизованной и далёкой от реализма она является,тем более она декоративна. Есть несколько направлений в декоре и,соответственно в росписи, где функция декорации проявляется наиболее полнозвучно.
Если говорить о настенной росписи,то в моём понимании,наиболее декоративной является роспись,в которой использованы как возможности декоративных фактур,так и необычные краски,например перламутры и металлики.Так же декоративные задачи решает условный,фантастический рисунок.
Для тех,кто не побоялся моих экспериментов с формой и цветом,родилась серия декоративных фантастических цветов.Идея роделась из желания совместить не совместимое,соеденить изящество и пластику ренесансного орнамента с современным интерьером.Так же хотелось спользовать в работе различные блестящие и перламутровые краски,которые не применяются в классической альфрейной росписи.А в качестве подложки решено было использовать декоративные штукатурки В итоге родились оригинальные росписи,основанные на классическом аканте,но принявшие совершенно фантастические,роскошные формы.
Роспись выполнялась по предварительно отрисованному картону в натуральную величину.Мне был очень интересен опыт создания такого необычного рисунка.Все линии были найдены бумаге,затем с помощью припороха перенесены на стену.В росписи я старалась не отходить от найденных форм и пластики,но многое пришлось всё же добавлять от себя,так как декоративная штукатурка это довольно богатый и оригинальный материал сам по себе,и нужно было,чтобы роспись смотрелась на ней органично.Работая с перламутрами и металликами это всегда большая импровизация.Материалы эти неоднозначны,и попытка сделать из них живопись,могла и не удастся.Но,я считаю,всё получилось шикарно и стильно.От этой работы я получила огромное удовольствие.
Представленный ниже сказочный цветок олицетворял огонь и золото,dсё по фен-шуй.Я не слишком в этом разбираюсь;),но роспись получилась очень эффектной!
В основе рисунка моих декоративных цветов,как ни странно, лежат те же элементы орнамента,что и в классической альфрейной росписи.Но далее-это уже фантазии на заданную тему...Так как сейчас интерьер эклектичен,хотелось сделать некую модель декора,которая соеденила бы невозможные вещи-дух современности и классическую форму акантного цветка и листьев.Такой декор будет уместен в современном дизайне интерьера,не отягощённом излишней атрибутикой классического стиля-лепниной,пилястрами и прочими вещами.При этом немного гротескное,фантастическое развитие классического элемента всё таки напоминает нам о цветке Ренессанса...
Эффектный, немного театральный, но такой прекрасный стиль шинуазри. Мы расскажем, как воссоздать его в интерьере.
Чтобы понять, как стиль шинуазри обрел свой экзотический вид, нужно немного углубиться в историю его появления. В начале семнадцатого века благодаря Ост-индской компании в Европу начали стекаться вещи из Поднебесной. Расписные китайские ширмы, шелк, фарфор, мебель с золотыми инкрустациями — все это покорило европейские сердца. Проблема была одна — все диковинные вещи стоили запредельно дорого, и позволить их себе могли лишь единицы. Не желая мириться с такой несправедливостью, европейские мастера начали пытаться повторить китайские товары. Тогда и зародился стиль шинуазри.
По сути, шинуазри — это "европейский взгляд на китайский стиль", фантазии европейцев о Китае. Этот стиль даже называют слишком театральным и сказочным. Существует убеждение, что на французском языке любые слова звучат лучше, и оно вполне справедливо в случае с названием рассматриваемого стиля. Так и не подумаешь, что экзотичное и благозвучное слово шинуазри переводится как "китайщина". Тем не менее это так.
Шинуазри — это ветвь стиля рококо, для которого характерно излишество и экзотика. Французский подход к помпезной классике смешался с причудливыми китайскими мотивами и получился стиль, который мы сейчас рассмотрим подробнее.
Какие же элементы характерны для стиля шинуазри?
На коллаже: желтая подушка, кресло с хлопковой обивкой, фарфоровая ваза, китайская ширма, статуэтки девочек, фарфоровый слон, буфет в форме пагоды, золотое зеркало, обои в стиле шинуазри, фарфоровая пагода.
Нельзя воспринимать стиль шинуазри, как стиль, характерный для Китая прошлых столетий. Это не совсем верно. Все-таки шинуазри — это в первую очередь стилизация, представление европейцев о востоке. Когда европейцы только начали "подделывать" китайские товары, они допускали много неточностей: на тканях драконы могли соседствовать с пасторальными пейзажами Прованса, а рядом с пагодами могли располагаться тигры, пальмы и слоны. Европейские мебельщики выдумывали мебель в "китайском стиле" и особенно им полюбились пагоды и стебли бамбука, которые нашли отражение в стульях, столиках и даже кроватях. Знаменитый дизайнер Томас Чиппендейл создал целую серию мебели в стиле шинуазри, которая популярна и по сей день. На коллаже выше его авторству принадлежит золотое зеркало.
Несмотря на то, что в стиле шинуазри, как и в колониальном стиле, сплелись две разные культуры, он вышел очень эффектным и сказочным, за что его любят многие европейцы. В современных домах редко делают интерьеры полностью в этом стиле, скорее берут какие-то отдельные элементы и мешают их с чем-то еще.
Но есть и особые поклонники стиля, благодаря которым мы может полюбоваться этими снимками, являющими яркий пример тематических интерьеров.
Одни из самых больших коллекций обоев в стиле шинуазри — у фирмы de Gournay и Paul Montgomery. Десятки сочных вариантов для ценителей восточной романтики. Однако стоит помнить, что лучше не впадать в крайности... Сделайте лишь одну акцентную стену, чтобы в интерьере не было перебора.
Вторая волна интереса к стилю шинуазри пришла в эпоху ар-деко — 20-х - 30-х гг. двадцатого века. Это отразилось на росписи фарфора, форме плафонов и любви к интерьерным деталям, щедро украшенным золотом.
Если говорить о фарфоре, то самая знаменитая фирма, делающая китайский фарфор — это Herend. Почти два столетия эта фирма держит марку и ценится качеством товаров.
Также в моду в последнее время вошли китайские садовые табуреты. Дизайнеры используют их вместо тумбочек или столиков. Эти выпуклые табуреты, похожие на барабаны, хорошо смотрятся практически в любом современном интерьере.
И напоследок несколько прекрасных примеров интерьеров в стиле шинуазри. Для вдохновения!
Фотографии: designstory.ru, degournay.com, paulmontgomery.com
обзор .
Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо с 1720-х годов, один из видов ориентализма и экзотизма. После величия и пышности барокко с открытыми репрезентативными пространствами, в рококо с его любовью к роскошной и одновременно удобной обстановке, был создан особый тип камерных интерьеров. В китайском стиле декорировались, в основном, небольшие мужские кабинеты, будуары, гостиные, реже — спальни или столовые. Эти интерьеры наряду с подлинными китайскими вещами украшались европейскими картинами, панно, шпалерами, каминными экранами с китайскими мотивами. В интерьерах появлись передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство
.
В 1730-х годах французские мебельщики братья Мартен изобрели цветные лаки, похожие на китайские и с этого времени интерьер шинуазри обогатился не только чёрно-красно-золотыми комодами и шкафами, но и жемчужно-голубыми и оливково-зелёными с золотой пудрой мебельными вставками и панно. Общую атмосферу утончённой роскоши дополняли всевозможные фарфоровые изделия подлинно китайские и европейские (делтфские фаянсы, мейссенский фарфор).
.
.
Использование в отделке полных символического смысла изображений драконов и змей, фениксов и птиц, картины пиров и охоты, а также пейзажных набросков и иных экзотческих мотивов являлось еще одной из отличительных черт этого стиля. Изображения носили зачастую и благопожелательный характер: цветущее персиковое дерево или скала — пожелание долголетия, летучие мыши — счастья, цветы пиона — знатности, дракон — власти
.
В шинуазри работали многие известные мастера того времени: прелестные китаянки бродили на полотнах Ф. Буше, необычайно популярна была «китайская» мебель французских мастеров М. Карлена, П. Мижона, Э. Мишара. Китайские мотивы — всевозможные геометрические плетёнки и ножки в виде птичьей лапы, сжимающей шар, украшали мебель английского мастера Томаса Чиппендейла. Оригинальный и изобретательный, камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, рококо легко усваивал любые модные веяния, но шинуазри не был исключительно рокайльным явлением.
.
Характерной чертой шинуазри являлась роскошь используемых материалов.В Европе ещё в XVII веке высоко ценились как шитые, так и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Их привозили из Китая через Ост-Индскую компанию. Традиционная технология обработки китайского шёлка для изготовления обоев была довольно трудоёмка. Пропитанные веществом, напоминающим свойствами крахмал, ткани протягивались между горячими валиками, что позволяло склеить между собой и уплонить нити.
.
Благодаря такой обработке шелковые китайские ткани приобретали удивительно мягкий блеск. Краски для росписи изготавливались из малахита, лазурита и других минералов. Позже обои в стиле шинуазри начали производить и в Европе. Обычно китайскими или псевдокитайскими шелками закрывали верхнюю часть стены, внизу проходил деревянный или керамический цоколь
.
С возникновением интереса к чаепитию, в Европе, в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную 50-метровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду (Кью Гарденс близ Лондона). Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт).
.
В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. Ринальди слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды
.
В эпоху ар-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920—1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. Лидером фарфоровой индустрии, использовавшем эстетику шинуазри в 1920—1930 годы была венгерская фирма Herend
.
Главным цветом английских лаковых изделий были черный цвет, красный, желтый, зеленый, коричневый, цвет черепахового панциря и гораздо реже синий. Хотя китайщина была в большой моде, изделия европейского происхождения обычно декорировались в расчете на европейские вкусы. Мастера скорее вдохновлялись иноземными мотивами, китайскими или японскими, нежели копировали их. Учитывая эти стилевые различия, легко различить оригинальные произведения восточной мебели XVIII столетия и европейские интерпретации лаковых изделий и шинуазри
Современные англичане, американцы и французы слишком трепетно относятся к продолжению традиций своих предков, убежденных в том, что классика 18-19 века или ар-деко - наилучшие варианты для домашней обстановки. Обязательным в отделке традиционного западного интерьера и по сей день являются роскошные китайские ткани, живопись высокого класса и отделочные материалы, а также мебель с инкрустациями (интарсия или маркетри) и конечно же Китайский фарфор
13.
14.
.
.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
В истории европейской интерьерной декорации можно найти немало примеров увлечения восточной экзотикой. Индийские, мавританские, японские комнаты указывали на характер интересов и пристрастий хозяина, служили воспоминанием о дальних странствиях или, отдавая дань моде, изначально носили полушутливый характер.
В истории европейской интерьерной декорации можно найти немало примеров увлечения восточной экзотикой. Индийские, мавританские, японские комнаты указывали на характер интересов и пристрастий хозяина, служили воспоминанием о дальних странствиях или, отдавая дань моде, изначально носили полушутливый характер. Китайский стиль или шинуазри — китайщина вошёл в моду с 1720-х годов в эпоху рококо. После величия и пышности барокко с открытыми репрезентативными пространствами, в рококо с его любовью к роскошной и одновременно удобной обстановке, был создан особый тип камерных интерьеров. В китайском стиле декорировались, в основном, небольшие мужские кабинеты, будуары, гостиные, реже — спальни или столовые. Эти интерьеры наряду с подлинными китайскими вещами украшались европейскими картинами, панно, шпалерами, ширмами, каминными экранами с китайскими мотивами.
В шинуазри работали многие известные мастера того времени: прелестные китаянки бродили на полотнах Ф. Буше, необычайно популярна была «китайская» мебель французских мастеров М. Карлена, П. Мижона, Э. Мишара. Китайские мотивы — всевозможные геометрические плетёнки и ножки в виде птичьей лапы, сжимающей шар, украшали мебель английского мастера Томаса Чиппендейла. Оригинальный и изобретательный, камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, рококо легко усваивал любые модные веяния, но шинуазри не был исключительно рокайльным явлением.
В Европе ещё в XVII веке высоко ценились как шитые, так и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Их привозили из Китая через Ост-Индскую компанию. Традиционная технология обработки китайского шёлка для изготовления обоев была довольно трудоёмка. Пропитанные веществом, напоминающим свойствами крахмал, ткани протягивались между горячими валиками, что позволяло склеить между собой и уплощить нити. Благодаря такой обработке шелковые китайские ткани приобретали удивительно мягкий блеск. Краски для росписи изготавливались из малахита, лазурита и других минералов. Позже обои в стиле шинуазри начали производить и в Европе. Обычно китайскими или псевдокитайскими шелками закрывали верхнюю часть стены, внизу проходил деревянный или керамический цоколь. Кроме тканей стены декорировались также лаковыми панно, как плоскостными расписными, так многослойными резными. В Китае лак, использовавшийся и как защитный слой и в чисто декоративных целях, покрывал буквально всё — от письменных принадлежностей, мебели, посуды до музыкальных инструментов.
Богатая роспись лаковых изделий, которая так нравилась европейцам, содержала полные символического смысла изображения драконов и змей, фениксов и птиц, картины пиров и охоты, а также утончённые пейзажные наброски. Изображения носили зачастую и благопожелательный характер: цветущее персиковое дерево или скала — пожелание долголетия, летучие мыши — счастья, цветы пиона — знатности, дракон — власти. Изящество художественной росписи, мастерство внешней отделки, изысканность цветовой гаммы — всё это приносило изделиям из лака заслуженный успех и популярность.
Кроме росписи в лаковых изделиях использовалась и резьба. Наложенный слой за слоем десятки раз китайский лак приобретал упругость, необходимую для художественной резьбы. В такой технике изготавливались панно для стен и мебели и резная лаковая посуда. В 1730-х годах французские мебельщики братья Мартен изобрели цветные лаки, похожие на китайские и с этого времени интерьер шинуазри обогатился не только чёрно-красно-золотыми комодами и шкафами, но и жемчужно-голубыми и оливково-зелёными с золотой пудрой мебельными вставками и панно. Общую атмосферу утончённой роскоши дополняли всевозможные фарфоровые изделия подлинно китайские и европейские (делтфские фаянсы, мейссенский фарфор).
Шинуазри изначально вдохновлялся исключительно декоративными особенностями китайского искусства, оставляя в стороне его созерцательность и поэтическое художественное мышление. Но и этого уже оказалось достаточно для создания удивительно изысканных по цвету и фактурному разнообразию интерьеров.
Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.
Нравится Загрузка...
Курс "Роспись мебели в стиле шинуазри". Да, я на это решилась. Но только в августе 2015, потому как дальше времени на эксперименты с ученкам не будет. Что такое для меня эти эксперименты?... Дело не шуточное - расписывать большие объекты. Кто уже пробовал - знает, что в нашем ремесле есть свои подводные камни там, где их даже не ожидаешь. Как раз про эти подводные камни и будет этот курс. И про роспись мебели. В стиле шинуазри. Мое видение этой темы.
УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОПЛАТЫ http://www.livemaster.ru/topic/1248779-kurs-rospis-mebeli-v-stile-shinuazri-intensiv?vr=1&inside=0
Как проходит обучение. Роспись крупногабаритной мебели (шкаф, буфет, ширма) - это сложный и масштабный объект для росписи. Уникальная программа курса " Роспись шинуазри" поможет моим ученикам расписать мебель за такой короткий срок - 6 занятий (30 часов). Специально разработаные эскизы росписи в размер каждой поверхности позволят быстро и качественно сделать работу. Выполнение домашних заданий курса рекомендуется.
Обязательное условие обучения. У ВАС ДОЛЖН БЫТЬ ОБЪЕКТ ДЛЯ РОСПИСИ (шкаф, буфет, ширма). Вы распишите свою мебель, мебель своих друзей или родственников. Это может быть новая мебель Это может быть мебель, которой активно пользуются. На курсе мы работаем с конкретным дизайном росписи " Шинуазри". Цвет вашей мебели может быть следующим: все оттенки черного, коричневого, бежевого, слоновой кости, золотистого. Любой другой цвет обсуждается отдельно.
В рамках данного дизайна росписи возможны следующие изменения:
- по элементам композиции ( больше - меньше цветов, листьев, веточек)
- по цветовой насыщенности (ярко - бледно)
Программа курса:
1. Работа над эскизом. Создание эскиза для вашей конкретной мебели. Вы научитесь:
- самостоятельно содавать эскизы росписи в данном стиле
- преносить рисунок на большие объекты
2. Работа над дизайном росписи. Обчение росписи в стиле шинуазри. Вы научитесь:
- выполнять образцы росписи
- создавать серию эскизов с цветочными мотивами.
3. Роспись мебели. Обучение росписи крупногабаритных объектов: шкафа, или буфета, или ширмы. Вы научитесь:
- подготавливать поверхность мебели к росписи
- поэтапно работать с элементами росписии
- детализировать рисунок тонкой кисточкой - лайнером.
4. Работаем с мебелью в собранном виде, чтобы лучше видеть объект целиком. Вы научитесь:
- вносить изменения в роспись в зависмости от стиля вашей мебели.
- менять рисункок по ходу работы, если исполнение вам не понравилось
5. Лакировка мебели. Вы научитесь:
- лакировке росписи профессиональным лаками
- финишной лакировке курупногабариной мебели.
6. В конце обучения вы будете иметь:
- законченную большую работу
- опыт и навыки для дальнейшей работы по росписи мебели в данном стиле
- хорошее настроение от пройденного пути на интенсивном обучении)))
До встечи в мастерской!
Шинуазри́, шинуазери́ (от фр. chinoiserie, дословно кита́йщина) — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме и оформлении садово-парковых ансамблей преимущественно XVIII века.
Шинуазри является внутристилевым течением, в ином определении жанром стилизации, основанным на подражании восточному искусству, причём, в разные эпохи предметом стилизации становились не только произведения искусства Китая, но вообще экзотика Востока («Западно-Восточный диван» И. В. Гёте, 1819). Английское название этого течения: чайна (china), искаженное: чина. Шинуазри — один из видов ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.
Течение шинуазри зарождалось в XVII в., в связи с деятельностью Ост-Индской торговой компании, в искусстве делфтских фаянсов и подражании китайской лаковой мебели в Голландии, затем в период французского Регентства начала XVIII в. и в искусстве стиля рококо середины столетия. Шинуазри известно в искусстве венского рококо (австрийского барокко), прусского, или фридерицианского, рококо, саксонского барочно-рокайльного стиля в Дрездене, петровского барокко в России, английского неоклассицизма, стиля «чиппендейл» в мебели, и даже в период западноевропейского и русского модерна[1].
В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.
(Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль»).
Благодаря Ост-индской компании в Европу было завезено большое количество предметов декоративно-прикладного искусства из Китая: мебель, шелк, фарфор, ширмы, обои и многое другое. Несмотря на высокие цены, эти предметы вызвали мощный отклик у европейцев[2].
На фоне этого увлечения фарфором возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления.
Примерно в это же время в Европе возникает культура чаепития.
«Китайский стиль», или, по-французски, шинуазри, получил своё развитие, как «ветвь» стиля рококо. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьёзные пасторальные картины. Персонажами подобных «китайских» сюжетов были императоры, их наложницы, танцоры и воины.
Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел мало общего с действительностью. Китай на полотнах Франсуа Буше скорее похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.
Спонсором фарфорового производства во Франции была фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур. Она же была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему».
С возникновением интереса к чаепитию в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы, включая французского короля и саксонского курфюрста (Пильниц). В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную пятидесятиметровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду близ Лондона.
Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт). Круглый в плане, китайский домик «населён» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду, но имеют европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью» — входящий застаёт их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни — живописные композиции украшают стены и потолок. Полнотелые и массивные «китаянки» больше напоминают французских придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.
В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. В 16 залах из 17 до сих пор остались подлинные паркеты XVIII века. Уникальность дворца состоит в том, что в нём сохранились подлинные интерьеры. Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды. Неподалёку был расположен Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.
Параллельно с произведениями живописи возникают изящно выполненные шпалеры и ширмы в стиле шинуазри. По композиции и колориту эти произведения декоративно-прикладного искусства полностью повторяют аналогичные картины. Китайские узоры нашли применение и в обойном производстве.
Изобразительные приёмы шинуазри широко использовались при создании вееров и зонтиков для защиты от солнца. Пришедшие из Китая, эти аксессуары стали незаменимы в аристократическом и буржуазном быте XVIII столетия.
Фарфоровая посуда, табакерки, вазы также украшались узорами «под Китай». Возникшая в первой половине XVIII века мода на фарфоровые статуэтки породила особый их тип — «китайская пастушка». Известны и так называемые «китайские болванчики» — фигурки пожилого китайца, покачивающего головой.
Также в это время возникает мода на «китайские фонарики».
Мода всегда является отражением общих тенденций в искусстве. Увлечение стилистикой шинуазри выразилось, прежде всего, в орнаменте тканей (в особенности шёлка, также пришедшего из Китая). Это были яркие, сочные узоры, резко отличавшиеся от общих тенденций рококо, тяготевшего к пастельным тонам.
В женском костюме рококо также проявился интерес к далёкой экзотической культуре. В 1730—1760 в моде был рукав «а-ля пагода»: ряды кружев, особым образом спускавшиеся ниже локтя.
В Англии существовала мода на соломенные шляпы, похожие на конусообразный китайский головной убор.
Также в употребление вошли неудобные крохотные туфельки — мюли, имитирующие китайскую обувь.
Соломенная шляпа в китайском стиле
Рукава à la pagode
Дама в туфельках-мюли
«Китайская тема» была востребована и в других областях искусства. Ярчайшим воплощением стиля шинуазри в драматургии являются пьесы: Карло Гоцци «Турандот» и Вольтера — «Китайский сирота». Сказка Гоцци происходит в несуществующем, фантазийном Китае. Вольтеровский «Сирота» основан на реальном повествовании: основой пьесы послужил переведённый в середине 1730-ых годов «Сирота из дома Чжао» Цзи Цзюньсяня.
В начале XVIII века на европейские языки переводится древнейший китайский трактат — «Книга Перемен».
В «галантном» придворном балете также используется китайская тема. В это время возникают изящные балеты-однодневки «Галантный Китай», «Китайская пастушка», «Мандарин», не имеющие никакого отношения к китайской действительности и являвшиеся экзотической мишурой, данью увлечению Востоком.
В начале XX века возник интерес к эстетике рококо. Особым образом это выразилось в творчестве Константина Сомова. В его «галантном мире» оживают не только дамы и кавалеры ушедшей эпохи, но и стиль шинуазри — китайские фонарики, ширмы, яркие ткани.
В эпоху ар-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920—1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. В 1920—1930 годы лидером фарфоровой индустрии, использовавшим эстетику шинуазри, была венгерская фирма Herend.
В тоталитарной сценографии с её избыточной декоративностью часто эксплуатировались наработки мастеров рококо. В немецком фильме «Девушка моей мечты» (1944) были использованы стилистические приёмы шинуазри XVIII столетия.
В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазри.