|
Портрет булгакова на стене домаВ Большом Афанасьевском переулке появился шестиэтажный Булгаков![]() Поклонники булгаковской прозы будут приятно удивлены: профиль их любимого писателя появился на одном из домов Москвы. Огромный портрет писателя появился на доме № 33 в Большом Афанасьевском переулке. ![]() Это первое творение из проекта «Наследие» – всего в Москве на стены разных домов нанесут шесть изображений классиков XX века. ![]() Михаил Афанасьевич Булгаков неслучайно оказался именно здесь: Афанасьевские переулки называют булгаковскими местами: именно здесь происходили основные действия романа «Мастер и Маргарита». ![]() Некоторые москвичи до сих пор часто видят здесь тень огромного чёрного кота, который выпрыгивает из окон дома под номером 4. ![]() Призрачный кот не отпечатывается на плёнке, что неудивительно: внимательные читатели знают, что речь идёт о коте Бегемоте, который известен своими шалостями. Лучшие места МосквыЮго-Восточный Арбатские переулки насыщены достопримечательностями, возможно, что и больше, чем какой-либо другой район Москвы. Однако, здесь в последнее время появляются новые арт-объекты. Вписываются ли они со своими смыслами и своими законами «прочтения» в заповедную зону столицы – об этом идут нескончаемые споры. Некоторые из них москвичи воспринимаются как должное, а другие иногда раздражают и вызывают протест. Следует отметить, что Москва издавна сочетает несочитаемое - разные эпохи и архитектурные стили. Эта разношерстность и создает своеобразие исторических районов нашего города. Хорошо это или плохо, но так уж сложилось. Автор статьи Крючков Дмитрий Николаевич, ГБОУ Школа № 2090, 11 А Достопримечательность "Граффити Булгакова"Категории: Смотреть С кем можно пойти: компания, вторая половинка, дети, друг (подруга), вся семья, коллега Краткое описание: Большой граффити-портрет Михаила Булгакова на стене дома Описание: Портрет Михаила Булгакова, гениального создателя всеми любимой книги "Мастер и Маргарита", созданный в рамках граффити-проекта «Наследие». Это первый из серии портретов на которых изображены выдающихся деятелей культуры XX века. Адрес: Москва, Афанасьевский переулок, 33 Метро: Арбатская, Кропоткинская (до метро 7) Режим работы: круглосуточно Тэги: достопримечательность, смотреть, Булгаков, Булгакова, граффити Портрет писателя М.А. Булгакова на стене жилого дома в Москве (2014 год)Корзина Купить! Изображение помещёно в вашу корзину покупателя.Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить выбор покупок. Перейти в корзину… удалить из корзины Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG. ¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания а также в рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете; ² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее; Подробнее о различиях в лицензиях ³ Лицензия Печать в частных целях разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и для печати для личного использования тиражом не более пяти экземпляров. * Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее) Размер оригинала: 3168×4752 пикс. (15.1 Мп) Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате. Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону. Отсюда Каплан шла убивать Ленина, а Есенин познакомился здесь с Айседорой ДунканУ многочисленных поклонников творчества Михаила Афанасьевича есть в Москве культовое место. Дом №10 на Большой Садовой. Здесь фанаты начали собираться еще полвека назад. После публикации романа «Мастер и Маргарита», сразу ставшего модным в кругах читающей публики. Свою роль сыграло то, что мировой бестселлер аж четверть века после смерти писателя пролежал под спудом, да и напечатан-то в СССР был впервые в середине 60-х с большими цензурными купюрами… А сам дом обрел популярность потому, что здесь, в «нехорошей квартире» №50, где некогда Булгаков проживал с первой женой, он «поселил» сатану Воланда с демонской свитой: Азазелло, Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Гелла. Эта откровенная дьявольщина вкупе с вызывающими странное волнение страницами про Иешуа Га-Ноцри (Иисуса Христа) тоже способствовали ажиотажу вокруг романа в атеистическом СССР. Логово эсеров-террористов Много неожиданного о доме рассказал мне … старший следователь- криминалист Следственного комитета РФ Владимир Соловьев. В свое время он обследовал его, даже на чердак поднимался. Казалось бы, какое дело известному следаку-материалисту до столичного здания, которое некогда якобы посетила нечистая сила? Самое настоящее дело. Под номером Н-200. О покушении Ф.Е. Каплан на В.И. Ульянова (Ленина) 30 августа 1918 года. В начале 90-х прогрессивная российская общественность стала бомбардировать верха требованиями реабилитировать невинную Каплан, жертву оговора чекистов. Генпрокуратура РФ поручила Соловьеву разобраться, стреляла она в Ильича или нет? - Сто лет назад именно из этого дома по Большой Садовой, 10, Фанни Каплан отправилась на завод Михельсона, вооруженная любимым в среде террористов браунингом. И дважды ранила Ленина. Доказано точно! Поэтому ее не реабилитировали в наше время. - Как она попала на Большую Садовую? - История интересная. Этот доходный дом построил в 1903-1904 годах основатель знаменитой табачной фабрики «Дукат» купец Илья Давидович Пигит (фабрика «Дукат» работала до 2016 г. - Ред.). Доходным он назывался потому, что фабрикант сдавал квартиры внаем состоятельным жильцам и получал неплохой доход. В самой роскошной квартире № 5 из десяти комнат Пигит жил с супругой. Детей у них не было. Но имелось немало родственников. Дочь брата Анна Савельевна Пигит вступила в террористическую организацию эсеров. Такое нередко случалось до революции в богатых семьях. В 1907 году за подготовку убийства Николая Второго племянницу фабриканта отправили на каторгу в Забайкалье. Там она и подружилась с Фанни Каплан, осужденной за подготовку убийства киевского генерал-губернатора. После февральской революции Керенский амнистировал политзаключенных. Вернувшись из Сибири в Москву, подруги-каторжанки поселились в квартире № 5 покойного уже дяди Анны. Спустя месяц Фанни уехала поправлять здоровье в Крым… В Москве она вновь объявилась уже летом 1918-го. Подруга опять ее приютила. Фанни целый месяц прожила у Анны, готовясь к убийству Ленина. А 30 августа ушла и не вернулась. Вместо нее в «нехорошую квартиру» № 5 нагрянули чекисты. Забрали Анну, ее брата-эсера Дмитрия. В квартире оставили засаду. Но никто из подельников Каплан не объявился. Фанни через несколько дней расстреляли во дворе Кремля, Анну с братом освободили. Как выяснило следствие, они не знали о замыслах террористки. В январе 1924 года Анна Пигит даже стояла в почетном карауле у гроба Ленина от Общества бывших политкаторжан. В 1938-м в квартиру № 5 вновь пришли чекисты. На этот раз Анна домой не вернулась. Ее расстреляли как члена контрреволюционной подпольной организации эсеров. После смерти Сталина Пигит реабилитировали. Террористку Фанни расстреляли в Кремле. Фото: Личный архив Владимира Соловьева Танцовщица и "золотая голова" - Кроме квартир в доме № 10 имелись и художественные мастерские, - продолжает Владимир Соловьев. - Их тоже сдавали внаем. Одну снимал меценат, представитель знаменитого клана купцов-старообрядцев Николай Рябушинский. В 1910 году его сменил художник Петр Кончаловский. - Автор знаменитой картины «Сирень». - Кончаловский не один десяток лет творил в этом доме. До революции у него жил тесть, живописец Василий Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», другие исторические полотна, - Ред.) А сам академик Кончаловский – тесть популярного детского поэта, баснописца, автора гимнов СССР и России Сергея Михалкова. Дед актеров, режиссеров Никиты Михалкова, Андрона Кончаловского, вдовы писателя Юлиана Семенова Екатерины Михалковой-Кончаловской. А сколько знаменитостей приходило в его мастерскую в том самом подъезде, где находится булгаковская «нехорошая квартира»! В ближайшие дни здесь откроется экспозиция, посвященная жизни и творчеству Петра Кончаловского. Арендатор другой мастерской, театральный художник-авангардист Георгий Якулов, сегодня известен лишь искусствоведам. А в первые годы советской власти его имя гремело в Москве. К Якулову на Большую Садовую захаживали нарком просвещения Луначарский, поэт Маяковский, писатель Белый, режиссер Мейерхольд, другие именитые деятели литературы и искусства, имажинисты, футуристы и прочие представители творческой богемы. Заглядывал сюда и Сергей Есенин. Здесь он и познакомился с легендарной танцовщицей Айседорой Дункан. Вот как описывает их первую встречу писатель Анатолий Мариенгоф: «Якулов устроил пирушку у себя в студии. В первом часу ночи приехала Дункан. Красный, мягкими складками льющийся хитон; красные, с отблеском меди, волосы; большое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине. Маленький, нежный рот ему улыбнулся. Изадора легла на диван, а Есенин у ее ног. Она окунула руку в его кудри и сказала: «Solotaya golova!» Вскоре они поженились, хотя Айседора была старше «золотой головы» на 18 лет. Вождь имажинистов поэт Вадим Шершеневич, живший одно время в этом доме с матерью, популярной оперной певицей Евгенией Львовой¸ вспоминал очередную вечеринку у Якулова: «Дункан танцует. На полуноте Сергей одергивает пианиста и кричит Айседоре: «Брось задницей вертеть! Ведь старуха! Сядь! Лучше я буду стихи читать!» Легкое смущенье. Айседора послушно садится. Сергей читает одно, другое, третье стихотворение. И сразу: «Танцуй, Айседора! Пусть все знают, какая ты у меня!» Во время танцев он тянется к стакану, и через несколько мгновений наклоняется к скатерти лучшая голова и Есенин спит.» "Нехорошая квартира" Бурный роман начался в мастерской модного художника осенью 1921 года. Тогда же в квартире № 50 поселился Михаил Булгаков с женой Татьяной Лаппа. Мог ли будущий автор «Мастера и Маргариты» встретиться здесь, на Большой Садовой, 10 с Есениным? - Думаю, что вполне мог, случайно или специально, - говорит кандидат исторических наук, научный сотрудник музея М.Булгакова Дмитрий ОПАРИН. – Есенин часто бывал у Якулова. Хотя документальных свидетельств их знакомства, к сожалению, нет. - Почему Михаил Афанасьевич обозвал свое первое московское пристанище «нехорошей квартирой» и поселил в ней нечисть? - Это становится ясно уже из его рассказа «No 13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна", опубликованного в 1922 году. «Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семидесятью окнами на асфальтированный двор с каменной девушкой у фонтана… На гигантском гладком полукруге у подъездов ежевечерно клокотали и содрогались машины, на кончиках оглоблей лихачей сияли фонарики-сударики. Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит (так автор зашифровал фамилию хозяина дома Пигита.- Ред.) До самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек, фабрикант (афинские ночи со съемками при магнии), золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, еще генерал, еще... И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам...Большое было время... И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарем (огненный "No 13"), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: "Рабкоммуна". Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак. В нем спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали:- Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Черт те возьми! В квартире 50 в двух комнатах вытопили паркет.» Роман Есенина с Айседорой длился три года.Фото: RUSSIAN LOOK - В 1918 году респектабельный дом Пигита национализировали, устроили здесь рабочую коммуну, - объясняет сюжет рассказа Дмитрий Опарин. – Заселили рабочими московских типографий, табачной фабрики «Дукат», продавцами, уборщиками, портнихами, слесарями… В квартире № 50 вместе с писателем и его женой проживали еще 16 человек! Постоянные пьянки, ссоры, драки… - Булгаков тоже попал сюда как коммунар? - Ему оставил свою комнату Андрей Земский, муж его сестры Надежды, уехавший в Киев. Но писателя долго не прописывали, постоянно грозили выселением. Булгаков пожаловался самой Крупской. Та попросила домоуправление прописать сотрудника ее Главполитпросвета. Просьба жены Ленина мгновенно сработала. Хотя угроза выселения оставалась еще долгое время. Соседи претендовали на эту жилплощадь, сочиняли кляузы на Михаила Афанасьевича. В дневнике тех лет он написал в сердцах: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру.» В таких тяжелых условиях он прожил почти три года. Смог написать роман «Белая гвардия», «Дьяволиаду», «Роковые яйца», «Записки на манжетах», многочисленные рассказы, очерки, фельетоны. Соседи по коммуналке перекочевали на страницы его прозы. Анна Федоровна Горячева - прототип Аннушки, разлившей масло на трамвайных путях в «Мастере и Маргарите». В рассказе «No 13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна" эта же Аннушка из 50-й квартиры и вовсе сжигает знаменитый дом. А бес, «прикинувшись вьюгой, кувыркался и выл под железными желобами крыш.» Запойные пьяницы - типографские рабочие - главные герои рассказа «Самогонное озеро». Соседка с маленьким сыном появилась в рассказе «Псалом». Не удивительно, что саму коммуналку писатель превратил в штаб Воланда и его свиты. В 1924-м Булгаковы на несколько месяцев переехали в более «интеллигентную» квартиру № 34, которую еще до революции арендовали супруги Манасевичи. Заниматься физикой к их сыну Владимиру приходил внук Николая Мартынова, убившего на дуэли Лермонтова. А французский ему преподавала Мария Львовна Нейкирх, племянница Пушкина. А потом Михаил Афанасьевич навсегда покинул дом Пигита. Увековечив его в бессмертном романе. Комунна хиппи, Пугачева, Высоцкий... - Дмитрий, как появился ваш знаменитый музей в «нехорошей квартире»? - Это надо рассматривать в общей истории дома №10 по Большой Садовой. В разное время он становился местом притяжения художников, литераторов, музыкантов, неформальным культурным центром столицы. В 20-е годы это была мастерская №38 художника Георгия Якулова. Во второй половине 70-х центром неофициального нонконформистского искусства стала квартира №44 переводчицы Людмилы Кузнецовой. Здесь выставляли и продавали свои картины известные наши авангардисты, проходили модные вечеринки. Квартиру посещали западные дипломаты, журналисты, коллекционеры, художники, музыканты, бывали Владимир Высоцкий, Алла Пугачева. Органы следили за Кузнецовой, несколько раз ее сажали на 15 суток. Накануне открытия выставки «Москва-Париж» квартиру подожгли. Некоторые картины пострадали. В 1979-м Людмила Кузнецова эмигрировала в США. Но, как говорится, свято место пусто не бывает... В 1986-м коммунальные квартиры в фасадной части дома расселили. В обветшавших и никем не занятых помещениях стихийно возникли мастерские, студии. Родился андерграундный центр музыки, изобразительного искусства, кино. Здесь выступали российские рокеры, аргентинские панки, тувинские шаманы… Появилась даже большая коммуна московских хиппи с центром в квартире №5 бывшего фабриканта Пигита. Одновременно в подъезд с «нехорошей квартирой» тянулись поклонники Булгакова. Оставляли надписи, рисунки на стенах, к большому неудовольствию жителей. В конце 80-х коммуналку №50 расселили. Ее занял Гипротехмонтаж. Начальник сметного отдела этой конторы Наталья Геннадьевна Романова прикрепила в подъезде листы ватмана, чтобы фанаты «Мастера и Маргариты» не пачкали стены. Понравившийся ей анонимный рисунок Маргариты на метле повесила в кабинете. Парторг настучал начальству, «ведьму» пришлось убрать. Но начальство заметило проблему с фанатами, решило сделать стихийный поток «булгаковцев» управляемым. Выделило одну комнатку в «нехорошей квартире» под выставки. Народ потянулся… В 1990 году Гипротехмонтаж сменил прописку. Ставшую знаменитой квартиру №50 выбил-таки себе Фонд Булгакова под руководством Мариэтты Чудаковой, автора первой научной биографии писателя. Она стала местом притяжения неформальных художников, музыкантов, литераторов, коллекционеров, москвоведов и, конечно, любителей мистики. Жителям дома не нравились шумные мероприятия, творческие эксперименты. Они регулярно вызывали милицию, скандалили с гостями, закрашивали рисунки в подъезде, вешали замок на входную дверь, даже заливали «нехорошую квартиру» с чердака… пивом. А дети кидались в фанатов камнями. В 1997-м коммуну хиппи из дома органы выселили. Но с «булгаковцами» справиться не удалось. «Нехорошая квартира» стала уже достопримечательностью столицы. В 2007 году здесь был официально учрежден первый в России государственный музей М.А.Булгакова. P.S. В издательстве «Кучково поле» вышла доку Дом Булгакова в Нащокинском переулке или Там, где наступило "наслаждение тишиной"...![]() Всего 23 фото Ну, вот опять, - неразрешимая проблема – как писать о "Доме Булгакова в Нащокинском переулке", если этого дома нет на карте Москвы уже лет сорок c лишним? То есть - нет никакой возможности отснять этот дом. Хотя, можно, конечно, сфотографировать то место, где стоял писательский дом, и это уже кое-что. Кстати, по очевидной случайности, большая часть этого земельного участка на красной линии Нощокинского переулка почему-то не застроена. Могу догадаться почему. Элитный дом 70-х, что занимает значительную площадь между Нащокинским и Большим Афанасьевским переулками, считался «генеральским», и очевидно «генералы» не захотели жить в доме, похожим на питерские дома «с колодцами» и пожелали лизезреть Старую Москву в Нащокинском. Вот и так, очевидно, и получилось, что на месте трехэтажной писательской надстройки» над нарышкинскими палатами земля большей частью к удивлению, пустует... Несмотря ни на что, мы отправимся на место, где стоял этот "писательский дом", где, наконец, был закончен великий труд всей жизни Михаила Булгакова – его роман о «Мастере и Маргарите». Однако, все по порядку... Последние годы жизни Булгакова прошли именно в Нащокинском переулке, в доме № 3/5 на улице Фурманова, ныне это Нащокинский переулок, параллельный Гоголевскому бульвару, расположенный между Сивцевым Вражком и Гагаринским переулком… 02. ![]() Это часть того самого комплекса элитной застройки 70-х. Слева - начало Большого Афанасьевского переулка. Однако, нам в Нащокинский... В октябре 1932 года Булгаков разводится с Любовью Белозерской и сразу же вступает в новый брак с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей верным и преданным другом последних лет его жизни, вдохновительницей и неустанной помощницей в работе. Для каждого из них это был третий брак, и венчание в церкви оказалось невозможным. Брак был зарегистрирован в районном загсе. В феврале 1934 года Булгаков с новой женой переезжает на новую квартиру - в первый писательский кооператив в Нащокинском переулке (в том самом переулке, где однажды жил когда-то в угловом доме у Павла Нащокина его друг Пушкин). На фото ниже - как раз тот самый дом Павла Нащокина, который он снимал в 1831-1832 гг. у сестёр Л.М. и А.М. Ильинских - дочерей надворного советника Ильинского (дом был воссоздан в 1970-е годы). 05. ![]() К слову говоря, чтобы не было путаницы, Нащокинским переулок назван по имени владельца большой усадьбы XVIII века в этих местах, - капитана Петра Федоровича Нащокина. Этой усадьбы сейчас не существует. С 1926 года переулок официально именовался улицей Фурманова. Автор «Чапаева", Дмитрий Фурманов с оружием реквизировал для себя квартиру в особняке, выгнав семью «бывших" с маленьким ребенком и стариками на улицу, несмотря на имевшийся у них охранный мандат, и прожил свои последние годы здесь, в доме № 14. Это желтоватый особняк - слева, на фото ниже... "Дом Булгакова" стоял там, где виднеются корпуса из облицовочного кирпича. В общем, переулок вполне мог именоваться "писательским"... Давайте, все таки, для начала, разберемся, где находился этот Булгаковский дом в Нащокинском переулке. Красным контуром выделен нынешний элитный жилой комплекс 70-х годов. Дом в Нащокинском под № 3 именовался, как упоминалось выше, «писательской надстройкой" - жилищно-строительное кооперативное товарищество «Советский писатель", председателем правления которого был А. Жаров, реконструировало два старинных каменных особняка (Нарышкинские палаты), объединив их и надстроив до уровня пяти-этажного дома. Некрасивая возня при распределении квартир, присущая многим кооперативам, очень раздражала Булгакова. Со слов Елены Сергеевны Владимир Лакшин записал историю о посещении Булгаковым собрания пайщиков в Союзе писателей. «Первым в списке называют Б-на. Булгаков тянет руку. «Что сделал Б-н? В чем его заслуга перед литературой?» - «О, его заслуги велики, - отвечает председательствующий. - Он достал для кооператива 70 унитазов». Булгаков снова тянет руку: «Скажите, а как он это сделал?" Тут председатель не выдержал: «Сядьте, товарищ Булгаков, ваша квартира № 44». Потом, когда они с Еленой Сергеевной встречали этого маленького, кругленького Б-на на улице, Булгаков говорил: «Смотри, смотри на него внимательнее, в нем зреет «Война и мир»!» Долгожданному переезду на новую квартиру Булгаков был так рад и так торопился, что перевез Елену Сергеевну совершенно больную, с воспалением легких, с температурой 38... Михаил Афанасьевич въехал в новую квартиру с Еленой Сергеевной и её младшим сыном Серёжей 18 февраля 1934 года. У Булгакова были очень хорошие отношения с Серёжей, он занимался его воспитанием, и мальчик был к нему сильно привязан. Старший сын Женя остался с отцом, но тоже поддерживал хорошие отношения с Булгаковым. 10.![]() Здесь - вид Булгаковского дома в сторону Гагаринского переулка. Хорошо виден на втором плане новый "генеральский" дом, к которому был пристыкован "булгаковский"... На этом современном фото - в торце "генеральского" дома даже видны кирпичные ребра до уровне шестого этажа, посредством которых эти дома когда-то конструкционно соединялись... В начале марта Булгаков писал В.В. Вересаеву: «Свое жилище я надеюсь Вам вскоре показать, лишь только устроюсь поуютнее. Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Викентий Викентьевич! Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом! Господи! Хоть бы скорее весна. О, какая длинная, утомительная была эта зима. Мечтаю о том, как открою балконную дверь. Устал, устал я…». Рабочий кабинет Булгакова в Нащокинском переулке. Среди соседей Булгакова по Нащокинскому переулку встречается много известных имен. Здесь жили Матэ Залка, Виктор Шкловский, Константин Тренев, Виктор Ардов, Евгений Габрилович, Семен Кирсанов, Осип Мандельштам... Булгаков был счастлив вернуться в любимые места, в переулки между Арбатом и Пречистенкой. Работая над главной книгой своей жизни - романом «Мастер и Маргарита», он должен был «подпитываться» арбатским воздухом, которым насыщены страницы его великого романа. В доме у Булгаковых постоянно бывали люди. Вот как Елена Сергеевна описывала их самых близких друзей: «У нас был небольшой круг друзей, были художники – Дмитриев Владимир Владимирович, Вильямс Петр Владимирович, Эрдман Борис Робертович (брат драматурга). Это был дирижер Большого театра Мелик-Пашаев, это был Яков Леонтьевич Леонтьев, директор Большого театра. Все они с семьями, конечно, с женами. И моя сестра Ольга Сергеевна Бокшанская, секретарь Художественного театра, со своим мужем Калужским, несколько артистов Художественного театра: Конский, Яншин, Раевский, Пилявская. Это был небольшой кружок для такого человека, как Михаил Афанасьевич, но они у нас собирались почти каждый день…». Отношения Булгакова с советской властью складывались неровно, порой мучительно тяжело для писателя. Будучи ранимым человеком, обостренно воспринимающим несправедливость, Булгаков часто страдал по вине чиновников самого высокого ранга. Его унижали, запрещали издание его произведений, постановку пьес, доводили до полунищего состояния, не давая заработать на хлеб. Сам Сталин проявлял интерес к жизни писателя, то сжимая «драконьей хваткой» его горло, то давая ему вздохнуть... Но Михаил Афанасьевич боролся и упорно работал - писал свою главную и любимую книгу, которая должна была остаться потомкам. ![]() На этом фото, наверное, наиболее наглядно видно то самое место, где стоял булгаковский дом в Нащокинском... 17. ![]() 18. ![]() 19. Булгаковский квест: moscow_i_ya — LiveJournal![]() Отличный подарок получили недавно любители как Булгакова, так и городских "малых форм" - девять образов Булгаковских героев разбросаны по самому "Булгаковскому" району Москвы - между Тверской, Патриаршими и Арбатом. Выполнены они в технике сграффито, которую я бы назвала "процарапывание": последовательное нанесение двух слоев штукатурки – на основе серого и белого цемента, и прорезание в них рельефного изображения (в сходной технике выполнен портрет Германа Гессе на Саввинской набережной). Автор работ - владивостокский художник Павел Шугуров, при содействии компания "НОВАТЕК АРТ". 2.Маргарита - Вознесенский переулок, 16/4 (тот же самый дом), арка в части дома, выходящей к Воскресенской церкви Вознесенский переулок идет параллельно Гнездниковскому, где шла с желтыми цветами Маргарита. Не так уж лалеко... 3.Воланд _ Мерзляковский переулок, 5/1, стена дома, обращенная в переулок 4.Шарик и Шариков - Арбат, 16/2, строение 2 - стена рядом с популярным среди блоггеров развлекательным комплексом Арбат, 16 Вообще-то, по мнению специалистов, дом профессора Преображенского находилсяна углу Пречистенки и Чистого переулка (в современных названиях), а его встреча с Шариком - около нынешнего Дома ученых на Пречистенке. Но пусть будет Арбат - район тот самый. 5.Последний из тех, кого я успела обойти - царь Иван Васильевич - Староконюшенный переулок, 36, рядом с предыдущим. Граффити находится на отнюдь не деревянной боковой стене вот этого деревянного домика, который заслуживает отдельного рассказа. Дом 36 по Староконюшенному переулку построен в 1871—1872 годах на старом деревянном фундаменте для российского предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова, владельца знаменитоой гостиницы и ресторана «Славянский базар» на Никольской.Макет дома в свое время был удостоен премии Всемирной выставки в Париже. Более ста лет в нем располагались разнообразные конторы (здесь продавали швейные машинки, издавали газету, располагался совет ветеранов и пр.) и жилые квартиры, пока дом не пришел в аварийное состояние. В 1995 году он был передан в долгосрочную аренду правнуку первого владельца известному актеру Александру Пороховщикову. В особняке началась реставрация (для того, чтобы ее профинансировать, актеру разрешили построить рядом шестиквартирный элитный дом) и планировалось сделать музей. Но продолжим наш квест. Мне трудно оценить художественные достоинства получившихся образов, но не могу не оценить храбрость художника: Булгаковские герои у каждого свои, и принять их воплощение не всегда просто. У меня кажется получилось. Рекомендуемый маршрут: метро Пушкинская или Тверская - Тверская улица - Вознесенский переулок - Леонтьевский переулок - площадь Никитских ворот - Спиридоновка - Возвращение к Никитским воротам - Мерзляковский переулок - Пересечь Новый Арбат - Арбат (с заходом в Староконюшенный переулок) - Кривоарбатский переулок - снова Арбат - метро Смоленская. Указатели блога: Экскурсии Интересное. Адреса Лучшие прогулки Памятники Скульптура. Парки Природа Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответы Из любимых постов Москва "Мастера и Маргариты" карта для прогулок и немного истории – Москва 24, 30.11.2015![]() Фото: ZUKCLUB Творчество Михаила Булгакова очень тесно связано с Москвой. Взять хотя бы роман "Мастер и Маргарита", каждый адрес которого имеет реальный прототип. Где мог быть Театр варьете, подвальчик Мастера, МАССОЛИТ, особняк Маргариты? Эти места были обнаружены исследователями и сложились в карту булгаковской Москвы, по которой и сегодня можно прогуляться с книжкой в руках, читая текст и представляя его героев в декорациях города. В последние годы появилась новая булгаковская география. Например, в переулках Арбата можно найти целую галерею персонажей "Собачьего сердца" и "Мастера и Маргариты", а рядом с Патриаршими – архипелаг кафе и другие заведения, брендирующиеся классиком. Эта география – непростая, запутанная. Как выглядит булгаковская Москва? Как вышло, что сразу два памятника писателю могут появиться в городе? Почему он богаче многих других литераторов представлен в Москве? Разбирался корреспондент m24.ru. Ниже мы публикуем карту мест, связанных с жизнью писателя и его творчеством. Чтобы увидеть объект и узнать, что это, нужно просто нажать на голубой буллет. Под картой – гид, чтобы прогулка была познавательной. Остаться в Москве навсегдаМихаил Булгаков приехал в Москву в 1921 году "без денег, без вещей с тем, чтобы остаться в ней навсегда", как он сам о себе напишет. Город в полной мере станет его творческой лабораторией: писатель создаст циклы "Столица в блокноте", "Москва 20-х" и другие произведения. Но, пожалуй, самым "московским" станет роман "Мастер и Маргарита". Почти вся география романа выросла из реальных улиц и домов. ![]() Один из прототипов особняка Маргариты Николаевны Фото: Светлана Кондратьева И если Булгаков открыл для себя Москву в 1920-х годах, то Москва смогла в полной мере открыть для себя Булгакова лишь в 1960-е. Ведь "Мастер и Маргарита" был напечатан на русском языке только в 1966 году, спустя 26 лет после смерти автора. "Ваш роман прочитали…" – слова, сказанные Воландом Мастеру, сбылись в московской реальности. А то, что происходило дальше, могло бы удивить даже самого Булгакова. Загадки ПатриаршихПосле публикации роман читали буквально взахлеб все, кто мог достать журнал "Москва" или самиздатовскую книгу. А потом начинали искать, где же жил Воланд или где отрезало голову Берлиозу. Иногда эти адреса стихийно превращались в народные памятники. Например, стены подъезда дома №10 на Большой Садовой, в котором находилась "нехорошая" квартира, исписаны цитатами и изображениями писателя и его героев. Стены закрашивали, но поклонники вновь брались за кисти. Тем временем в "нехорошей" квартире появился музей, в 2007 году получивший статус государственного. А в 2004 году в этом же доме открылся негосударственный музей "Булгаковский дом". Начались раздвоения – впрочем, друг друга дополняющие. ![]() Фото: vk.com Стоит пройти несколько переулков от дома на Садовой, и вы окажетесь на Патриарших прудах. Если попытаетесь найти здесь ответы на булгаковские вопросы, окажетесь в зазеркалье, где все вроде бы сходится, но не совсем. "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина" – Берлиоз и Иван Бездомный. После беседы с Воландом, которая происходила на одной из скамеек, Берлиоз попадет под трамвай. Начинаешь разгадывать этот маленький отрывок, и выясняется, что трамвайного маршрута здесь никогда не было, но были рельсы, использовавшиеся в теплое время года как депо. Скамейки вроде бы стоят, но найти ту самую можно весьма условно – и скамейки, и сами аллеи были обновлены в 2003 году, Булгаков их никак не мог видеть. А если вспомнить, что сам Патриарший пруд в 1924 году был переименован в Пионерский, и вовсе окажется, что, когда писатель в 1928 году создает первый черновик романа, на карте Москвы Патриарших прудов не существует. Последнее, правда, объясняется тем, что официальное название не прижилось среди москвичей. ![]() Кадр из сериала "Мастер и Маргарита". Фото: virtualnyeobrazy.ru Впрочем, такое положение дел совпадает с художественным видением Булгакова. Помните: "Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное!" – говорил Коровьев. Неудивительно, что, когда в городе решили установить памятник писателю, история завертелась непростая. Примус раздора и тропа примиренияКонкурс на памятник автору "Мастера и Маргариты", проведенный в 1998 году, выиграл Александр Рукавишников. По его задумке на пересечении двух аллей должна была стоять бронзовая скамейка с сидящим на ней писателем. Скорее всего, его действительно можно было в такой момент увидеть на Патриарших. А вокруг скамейки должны были стоять его герои: Понтий Пилат, Иешуа, машина с грачом, Коровьев и Бегемот, пес Банга, Мастер и Маргарита. Проект Рукавишникова прошел согласования, на него были выделены деньги, и даже успели отлить часть фигур, но… столкнулся с протестом со стороны жителей района. Причин недовольства было две. Во-первых, количество скульптур сильно меняло облик прудов. Во-вторых, не вызвала одобрения скульптура примуса, которую планировалось установить в пруду (из-за этой второй причины протест окрестили "примусоборчеством"). Тогда, в 2003 году, монумент не стали устанавливать, оставив его статус непроясненным. ![]() Мастер и Маргарита. Скульптура Рукавишникова. Фото: plus7-db.com О нем вновь заговорили в 2012 году. Музей "Булгаковский дом" решил учесть предыдущие ошибки и не ставить все скульптуры вместе, а про примус уже и вовсе никто не вспоминал. "Мы хотели бы в следующем году сделать булгаковскую тропу: рассредоточить скульптуры по маршруту от дома на Большой Садовой, где писатель жил, через переулки и сквер до Патриарших, – объясняет Николай Голубев, директор музея. – Таким маршрутом Михаил Афанасьевич скорее всего и пользовался, чтобы попасть на Патриаршие, им же сегодня пользуются и посетители музея, и москвичи, которые просто гуляют". Музей начал воплощать идею в жизнь. На Патриарших напротив места для памятника поставили значок "Запрещено разговаривать с неизвестными", а у входа в музей установили скульптуру Бегемота и Коровьева. "Никаких вопросов и претензий у местных жителей не возникло. Но этот памятник принадлежит городу, и мы не можем им просто так распоряжаться. Мы проходим согласования и собираем подписи за установку памятника Рукавишникова. Уже есть более трех тысяч голосов. Их собирают в музее, здесь же можно увидеть макет", – говорит Николай Голубев. ![]() Макет памятника Булгакову работы Рукавишникова. Фото: музей, театр "Булгаковский дом" Раздвоение Булгакова: быть ли соседству?Тем временем булгаковская география расширялась. Сначала недалеко от Патриарших, в Большом Козихинском переулке, был построен клубный дом. Его назвали "Булгаков", чем очень удивили местных жителей и наследника писателя. В октябре этого года на пересечении этого же Большого Козихинского и Спиридоньевского переулков именем писателя был назван небольшой сквер. Именно этот сквер был одобрен Комиссией по монументальному искусству при Мосгордуме на заседании 24 ноября как место для установки памятника Булгакову в 2016 году. Правда, в качестве автора монумента был выбран скульптор Георгий Франгулян. "Размер бронзовой скульптуры пока не определен, предположительная высота – полтора человеческих роста. Фигуру поставят на лепной постамент в виде рукописей. Бронзовому Булгакову на вид будет чуть больше 40 лет. Он будет в пальто, под пальто – костюм, в руках – шляпа. В зубах – папироса", – описывается идея Франгуляна на сайте мэрии. ![]() Новый сквер имени Булгакова. Фото: Светлана Кондратьева Председатель комиссии по монументальному искусству Лев Лавренов рассказал, что, хоть проект памятника одобрен, существует камень преткновения. "Есть возражения от местного населения, нам прислал их муниципальный депутат. Это значит, что будет проведен дополнительный опрос по поводу места установки, и оно может быть изменено", – пояснил эксперт. На вопрос, как он оценивает возможность установки памятника не в сквере, а на самих Патриарших, собеседник m24.ru ответил, что вряд ли это возможно, так как у прудов высокий статус, они сами – памятник природы. "Что касается проекта Рукавишникова – не знаю, он к нам не обращался", – добавил он. Скульптор Георгий Франгулян подтвердил, что детально говорить об облике и месте памятника еще рано, так как "есть некоторые шероховатости". Выбор сквера, недавно названного именем Булгакова, он считает удачным. "На Патриарших уже стоит памятник Крылову. Установить там еще и Булгакова – изначально ошибочное решение. А новый сквер – камерный, и памятник там никого не будет возмущать", – сказал Франгулян. Николай Голубев, напротив, считает сквер не самым лучшим местом, так как он почти не связан с самим писателем: "Булгаков там разве что несколько раз проходил". А на саму ситуацию с двумя инициативами директор музея смотрит философски: "Вы знаете, здесь напрашивается параллель с любимым писателем Булгакова, Николаем Гоголем. Все мы знаем, что в Москве есть два памятника Гоголю, и стоят они на расстоянии 200 метров друг от друга. Такое ощущение, что Булгакову суждено повторить эту историю, – говорит Голубев. – Будет жаль, если памятник Рукавишникова не будет установлен. Он, на мой взгляд, более художественный и выстраданный. Но при этом я бы очень не хотел какой-то борьбы по поводу двух памятников". Такой подход понятен тем, кто работает с булгаковской темой. Тут ссорься – не ссорься, придумывай – не придумывай, все будет только одним образом – правильно. На этом ведь, как писал Булгаков, построен мир. ![]() Скульптура Рукавишникова Бегемот и Коровьев. Фото: музей, театр Булгаковский дом Москва булгаковская, старая и новаяЛюбая книга живет в первую очередь в фантазии и сердцах читателей. И именно они либо дарят автору бессмертие, либо забывают его. С этой точки зрения интересно, как благодарные потомки расширили булгаковскую Москву почти в два раза. Первая волна "новой географии" – попытки с помощью искусства визуализировать связь города с писателем и отчасти выполнить роль памятника ему. Если монумента нет – можно хотя бы нарисовать. В 2006 году в Марьиной Роще, с писателем напрямую не связанной, появилась композиция дизайнера Любови Миросенко: Бегемот и Коровьев на скамейке, разукрашенная под трамвай мусорка и тепловая подстанция с граффити на тему. К сожалению, фигуры героев оттуда исчезли. ![]() Фото: uznai-mir.blogspot.com В 2014 году Москву украсила серия граффити команды "33+1", посвященная "Мастеру и Маргарите", "Собачьему сердцу" и пьесе "Иван Васильевич". Рисовали там, где позволяли технические возможности, на пустых стенах, например. Оглядывались на реальную булгаковскую географию, но добавляя фантазию. Большинство работ можно увидеть в районе Арбата. Там же, в переулках, на торце пятиэтажного дома в 2014 году команда ZUKCLUB нарисовала большой портрет Михаила Афанасьевича. ![]() Фото: ZUKCLUB Еще одна группа новых булгаковских адресов связана с коммерцией. Заведения, брендирующиеся через литературу, в разное время буквально облепили Патриаршие пруды. Тут и аптека "Борменталь", и кафе "Бегемот" и "Маргарита" через дорогу друг от друга. На Арбате, по которому летела на метле героиня романа, есть хостел "Булгаков". А вот салон красоты "Мастер и Маргарита" и зоомагазин "Шарикоff" открыли, вероятно, люди, зачитавшие в детстве до дыр его книги. Интересно, предполагал ли писатель, говоря словами Воланда Мастеру (а по сути – желая того же самому себе) "ваш роман прочитали", что роман "Мастер и Маргарита" не только прочтут, но и так сильно полюбят, что буквально пропишут в городе? Этого мы никогда не узнаем. Но мы можем замечать детали. Например, однажды весной на Патриарших прудах стояла экскурсионная группа, и на вопрос одного из участников "Почему же писателю до сих пор нет в Москве памятника?" вторая экскурсантка ответила: "Наверное, потому, что вся Москва и есть памятник Булгакову". И в чем-то она права. Светлана Кондратьева Булгаковский дом — ВикипедияМузей-Театр «Булга́ковский дом» (культурно-просветительский центр, музей, театр) — некоммерческое партнерство, основанное энтузиастами и меценатами, поклонниками выдающегося русского писателя Михаила Булгакова. Первый музей в России, посвященный творчеству М. А. Булгакова, открытый в 2004 г[1]. Музей-театр находится на первом этаже дома № 10 по Большой Садовой. Здесь с 1921 по 1924 год жил М. А. Булгаков, и именно в этом доме разыгрываются главные сцены романа «Мастер и Маргарита». Здание построено между 1902 и 1905 как доходный дом по заказу российского миллионера Ильи Пигита, владельца табачной фабрики Дукат. Здание спроектировано в русском варианте стиля Арт Нуво. В то время строительство в Москве переживало расцвет, как раз тогда вокруг центра Москвы строилось Садовое кольцо, состоявшее из широких улиц, обсаженных деревьями. Частью его была и Большая Садовая улица. В июне 1917 г., накануне Октябрьской революции, Илья Пигит продал здание одной частной риэлторской компании. Продажа была хорошим ходом, поскольку после революции новая советская власть, потребовала превратить дом в одно из первых зданий для коммунальных квартир в Москве. В 1938 г. здание утратило значительную часть своего первоначального обаяния после того, как в целях расширения улицы был убран передний забор. В сентябре 1921 г. советский писатель Михаил Булгаков поселился в квартире номер 50 на первом этаже вместе со своей женой Татьяной Николаевной Лаппа. Булгаков был горячим противником советской власти и однажды выразил свою ненависть к коммунальным квартирам, в частности, к квартире номер 50 на улице Большой Садовой д. 10, следующим образом: «На Большой Садовой Стоит дом здоровый. Живет в доме наш брат Организованный пролетариат...» Булгаков сделал здание одним из наиболее значимых мест в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита, именно там находится «Нехорошая квартира». В романе Мастер и Маргарита Булгаков не присвоил зданию номер 10 – его реальный номер, а использовал номер 302-бис – с определенным намеком на запутанную бюрократическую систему советского строя в то время. Летом 1924 г. Булгаков, разобравшись с делами, получил возможность перебраться на 5-й этаж, в более спокойную квартиру под номером 34, отдельные характеристики которой он, кстати, также использовал для описания квартиры 50 в своем романе. Татьяна Лаппа, его жена, потом осознала, что Булгаков организовал этот ход лишь для того, чтобы она не осталась одна в неприятной для неё обстановке, поскольку спустя несколько месяцев сам Булгаков и вовсе покинул здание, чтобы съехаться с Любовью Евгеньевной Белозёрской, на которой он женился в апреле 1925 г. В одной из квартир дома №10 на Большой Садовой Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан, впоследствии ставшей его женой Торжественное открытие культурно-просветительского центра «Дом Булгакова» состоялось 15 мая 2004 года. На открытии центра присутствовало более пятисот человек, включая известных деятелей культуры, булгаковедов, актеров московских театров, художников, представителей интеллигенции и поклонников творчества писателя. Событие широко освещалось в СМИ: в «Булгаковский дом» прибыли съемочные группы телеканалов «Культура», «ТВЦ» и «РТР. Вести-Столица», а также корреспонденты центральных печатных изданий, таких как «Известия», «Ведомости», «Коммерсант» и других.
В культурном центре существует постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству М. А. Булгакова, а также периодически меняющиеся выставки. Бывшая квартира имеет площадь чуть более 100 кв. м. и 5 комнат. Периодически подключаются выставочные площади на лестнице и на летней веранде во дворе. Наиболее широко известна уникальная электронная экспозиция, посвященная жизни и творчеству М. А. Булгакова. Она содержит более 500 фотографий и документов, а также фрагменты из фильмов и спектаклей по произведениям писателя.
Электронная экспозиция постоянно обновляется и дополняется. Таким образом, собирается полный электронный архив всех существующих документов и ценностей, связанных с жизнью и творчеством М. А. Булгакова. В число наиболее ценных экспонатов музея входят: папка М. А. Булгакова; портрет М. А. Булгакова, оформленный его сестрой; шприц и некоторые другие медицинские инструменты из больницы, в которой работал Булгаков; сумочка второй жены писателя Л. Е. Белозерской; ваза из семьи Светлаевых, описанная в романе «Белая гвардия». В культурном центре постоянно проводятся художественные выставки фотографий и иллюстраций к булгаковским произведениям, созданных художниками по мотивам творчества М. А. Булгакова. Выставки меняются ежемесячно. Чередуются экспозиции известных и начинающих художников. В Булгаковском доме находится памятник М. А. Булгакову работы скульптора Н.Базюк и макет памятника Булгакову из проекта А. И. Рукавишникова, посвященного романы «Мастер и Маргарита». Вход украшен барельефом А. И. Рукавишникова по роману «Мастер и Маргарита». Булгаковский дом сотрудничает с такими государственными учреждениями, как Театральный музей им А. А. Бахрушина, Политехнический музей, Литературный музей. Готовится сотрудничество с зарубежными музеями литературной направленности, а также клубами почитателей творчества М. А. Булгакова. В научной работе Культурному центру помогают:
Культурный центр регулярно проводит экскурсии по булгаковской Москве и просто москвоведческие экскурсии. Особой популярностью пользуются ночные экскурсии по булгаковской Москве, а также театрализованные экскурсии с участием профессиональных актеров. Всего разработано более сорока различных экскурсий, в том числе автобусных, пешеходных и с посещением музеев. В Булгаковском доме регулярно проходят семинары, поэтические вечера, концерты классической музыки и авторской песни, спектакли, различные выставки. Культурный центр всегда открыт для сотрудничества с молодыми и опытными актерами, художниками, поэтами, булгаковедами и москвоведами. В 2005 году в Булгаковском доме появился постоянный житель — огромный кот Бегемот, названный в честь одноимённого персонажа романа Мастер и Маргарита. Идея завести в культурном центре настоящего кота возникла сразу же. Нынешний кот прошел большой отбор среди кандидатов, которых благодаря объявлениям в Интернете, а также анонсам по телевидению оказалось очень много. Кот Бегемот стал популярным персонажем не только в романе, но и в культурном центре. ![]() За многие годы на Большой Садовой образовалась традиция оставлять в доме на стенах или в записках свои пожелания и мечты, поэтому ещё в 2004 году в культурном центре «Булгаковский дом» был установлен ящик «Почта любви», куда посетители опускают записки с желаниями. Ящик быстро переполнялся записками, которые регулярно вынимались и складывались на хранение. С 2007 г. летом ежегодно во дворе Булгаковского дома проходит акция «День исполнения желаний», когда все накопившиеся за год записки привязываются к воздушным шарам и одновременно запускаются к небу. В 2009 году культурный центр «Булгаковский дом» запустил по булгаковским местам Москвы стилизованный «трамвай на резиновом ходу», ныне регулярно дежурящий у выхода станции метро Пушкинская и пользующийся большой популярностью. В доме на Большой Садовой улице располагаются два учреждения, связанные с М. А. Булгаковым: с 15 мая 2004 года на первом этаже - культурный центр музей-театр «Булгаковский дом», открытый по частной инициативе, первый в России музей М.А. Булгакова, и с 15 мая 2007 г. Государственный музей М. А. Булгакова - на 4 этаже в помещении квартиры № 50, более известной как «нехорошая квартира», открытый по инициативе государства. Диплом выставки Интермузей-2009В мае 2009 г. Булгаковский Дом принял участие в 11-м Всероссийском музейном фестивале Интермузей-2009 и был отмечен отдельным дипломом «За успешный дебют».
Иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - ИскусствоИллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» художника Stoneturtle. Никогда не разговаривайте с неизвестными «Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках.
«Все было кончено, и говорить более было не о чем, Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить, от них нет средства кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал…» «Зажмуриваясь, Левий ждал огня, который упадет на него с неба и поразит его самого. Этого не случилось, и, не разжимая век, Левий продолжал выкрикивать язвительные и обидные речи небу. Он кричал о полном своем разочаровании и о том, что существуют другие боги и религии...» Афраний и Пилат Крем Азазелло «Огонек приблизился вплотную, и Маргарита увидела освещенное лицо мужчины, длинного и черного, держащего в руке эту самую лампадку. Те, кто имели уже несчастие в эти дни попасться на его дороге, даже при слабом свете язычка в лампадке, конечно, тотчас же узнали бы его. Это был Коровьев, он же Фагот» Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Ретрограда
P.S.
Скульптуры на тему «Мастера и Маргариты» Александра Рукавишникова Я обнаружил, что можно забраться внутрь автомобиля и устроиться на сиденье рядом с шофером-грачом. И вот тут меня начала терзать моральная дилемма: с одной стороны, придти без приглашения в мастерскую скульптора, да еще начать лазить по памятникам – безусловное свинство. С другой же стороны, если я упущу такой шанс, то окажусь круглым дураком и буду жалеть об этом всю жизнь. Последние соображения победили: Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Алексея Державина Патриаршие. Ничто, как говорится, не предвещало. Ни таращащий глаза гигантский кот, ни висящий в воздухе клетчатый гражданин, ни видение Ершалаима.
Фотоиллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Елены Мартынюк
Иллюстрации к подарочному изданию «Мастеру и Маргарите»Работы В. Глушенко, С. Борисовой, И. Воронина, В. Румянцева, А. Саморезова для подарочного издания романа. Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Сергея Тюнина
Пилат на горном плато Serge Litvinov
Булгаковский музей «Нехорошая квартира»Повторение пройденногоПро дом номер десять на Садовой и его заслуги в области русской литературы я уже писал, так что не будем повторяться и пройдемся по фактам кратко, легкой стопой. Итак, в двадцать первом году после лишений гражданской войны и тяжелых болезней Булгаков приезжает в Москву с твердым намерением обосноваться в столице и стать писателем. У него уже есть кое-какие публикации, он уже попробовал себя в качестве драматурга, но все это были вещи несерьезные – а вот в Москве он себя еще покажет. Если, конечно, сможет найти в переполненной столице комнату. Или койку. Или хоть какой-нибудь угол в койке. К счастью для будущего классика, в одной из первый московских коммунальных квартир живет его сестра Надежда с мужем. Они скоро съедут отсюда, и могут оставить в полновластное владение Михаилу Афанасьевичу и его жене свои двадцать квадратных метров в пролетарской коммуналке. Шариковы, Швондеры и прочие Аннушки прилагаются как бесплатный бонус в качестве соседей.
Сегодня в этом доме музей – собственно, даже два музея Булгакова. Тот, что расположен в упомянутой коммуналке, называется «Нехорошая квартира»: именно здесь Булгаков поселил Воланда в «Мастере и Маргарите». Правда, не все посетители сюда доходят: войдя во двор дома, они поворачивают в гостеприимно распахнутые двери музея «Булгаковский дом», и даже не подозревают о существовании в соседнем подъезде второго музея. Я очень люблю «Булгаковский дом», но сегодня мы все-таки пройдем вглубь двора и поднимемся по лестнице на пятый этаж в «Нехорошую квартиру». КоммуналкаДлинный коридор с дверями по обе стороны – по пять слева и справа. В двадцатые тут жили различные пролетарские элементы, как то: хлебопек, милиционер, проститутка (или она не относится к пролетариям?), слушатели курсов, просто «без работные» (как указано в домовой книге), а также затесавшийся среди них белой вороной некий молодой интеллигентный литератор с супругой. А сейчас в каждой комнате бывшей коммуналки размещаются экспозиции, посвященные этому самому литератору. Заглянем в несколько комнат и посмотрим, что там для нас припасено сотрудниками музея. Но перед этим еще в коридоре обратим внимание на оригинальную архитектуру этого дома. К примеру, в комнатах под потолком расположены неизменно удивляющие посетителей овальные иллюминаторы, выходящие в коридор. Сейчас они могут сойти за элемент декора, а в суровые двадцатые годы эти окошки были вполне функциональны. Кое-кто уверяет, что сделаны они были для удобства наблюдения бдительных пролетариев друг за другом, но на самом деле все гораздо прозаичней. Просто электрический свет, проникавший из комнат наружу, позволял экономить на освещении коридора. Даже туалет, расположенный по другую сторону коридора, был снабжен таким окошком в вышине: авось, и до него достанет свет из комнат. Электричество было дорогим удовольствием.
Первый московский кабинетЭкспозиция этой комнаты носит громкое название «Первый кабинет Булгакова-писателя». Тут, конечно, музей лукавит. Писать Булгаков начал задолго до того, как поселился в этой комнатке. Но ведь и в самом деле, нельзя же было назвать экспозицию «Первый кабинет Булгакова-писателя, где тот писал не какую-то ерунду, а серьезные вещи, причем не просто так, а публикуясь, да при этом не во всяких там владикавказских газетах, а в московских издательствах» (хотя это название, безусловно, и было бы точней). В общем, не будем придираться к названию, и, наконец, осмотримся вокруг. Прежние гостеприимные хозяева комнаты оставили Михаилу Афанасьевичу с Татьяной Николаевной не только драгоценную жилплощадь, но даже кое-какую мебель. Ее, правда, явно не хватало для нормальной жизни: сначала даже обед супругам приходилось накрывать не на столе, а на кухонном шкафчике. Однако хозяйственный Булгаков начинает обживаться, и комнатка мало-помалу наполняется приобретенной по случаю мебелью. Татьяна Николаевна вспоминала: «Это была будуарная мебель во французском стиле – шелковая светло-зеленая обивка в мелкий красный цветочек. Диванчик, кресло, два мягких стула, туалетный столик с бахромой… Два мягких пуфа. Для нашей комнаты эта мебель совсем не подходила – она была слишком миниатюрной для довольно большой комнаты. Но Михаил все хотел, чтоб в комнате было уютно».
Висящая слева инсталляция называется «Трудные годы» и по замыслу автора собирает воедино осколки домашнего быта коммунальной квартиры, и раскрывает один из основных мотивов творчества писателя – тему утраченного Дома.
Самые дотошные ценители Михаила Афанасьевича могут попытаться вспомнить, откуда в инсталляцию попал каждый из осколков. Ну вот, например, слева диванная пружина, впивавшаяся в бок Максудову в «Театральном романе». А справа – бутыль из-под аннушкиного подсолнечного масла. Дальше сами. Валентин Катаев вспоминал: «У синеглазого был настоящий большой письменный стол, как полагается у всякого порядочного русского писателя, заваленный рукописями, газетами, газетными вырезками и книгами». В начале двадцатых, в эпоху дефицита всего, не каждый литератор мог похвастаться даже такой необходимой вещью, как письменный стол. И то, что Булгакову посчастливилось обзавестись им, вполне могло служить поводом для гордости.
Сегодня в пятидесятой квартире, правда, стоит не тот стол, о котором писал Катаев. Но и этот тоже примечательный: за ним, пусть и совсем в другой квартире, работал булгаковский дядя Николай Михайлович Покровский – тот самый, с которого Булгаков писал профессора Преображенского.
Нырнём на секунду из реального пространства квартиры в пространство художественное: смотрите, справа на стене – коробочка, в которой автобиографичный Максудов из «Театрального романа» разглядел движущиеся фигурки своей будущей пьесы. Таких коробочек в музее целых пять, и в каждой свои фигурки. И вынырнем обратно – не до конца, конечно. На столе лампа с зеленым абажуром – фетиш булгаковедов наряду с кремовыми шторами (впрочем, это ближе уже не «Мастеру и Маргарите», а «Белой гвардии» – ей, как известно, посвящен киевский музей). Над столом – книжная полка с двумя то ли сфинксами, то ли русалками, поддерживающими ее на манер кариатид. Эту полку в 1921 году купили Михаил Афанасьевич с Татьяной Николаевной, обживая недавно доставшуюся им комнату. На полке заголовок газеты «Накануне» (с ней Булгаков сотрудничал в двадцатые), вывернутый шиворот навыворот – «Ненунака». По воспоминаниям Катаева, Булгаков действительно забавы ради повесил такую штуку на стене перед столом. И, конечно, книги, книги, книги. К книгам Михаил Афанасьевич питал страсть, необычную даже для писателя. В 1921 году новоиспеченный москвич Булгаков, всё имущество которого помещалось в небольшом ручном чемоданчике, в письме матери обозначает обязательную задачу: «восстановить норму – квартиру, одежду и книги. Удастся ли – увидим». Как видим, удалось. Синий кабинетВ первой комнате по правую руку воссоздан образ «Синего кабинета» – писатель любил этот цвет и всегда мечтал о комнате с синими стенами, где он смог бы с головой уходить в работу. В тридцатых годах он смог, наконец, исполнить свою мечту. Правда, произошло это уже не здесь. В синий цвет были выкрашены стены в комнате на Большой Пироговской улице, а потом и в кабинете в Нащокинском переулке. В квартире в Нащокинском Михаил Афанасьевич с третьей женой Еленой Сергеевной провел последние шесть лет своей жизни.
Это был специальный писательский дом. Соседями Булгаковых тут были Ильф с Петровым, Мандельштам и многие другие советские литераторы. Если бы этот дом дожил до наших дней, его стены, пожалуй, можно было бы облицевать мемориальными досками сверху донизу. Однако, увы, дом не сохранился – его снесли в 1976 году, так что теперь лишь в одной комнате «Нехорошей квартиры» на Садовой можно окунуться в волшебную атмосферу, где создавались «Мольер», «Театральный роман» и, разумеется, «Мастер и Маргарита».
Нельзя обойти вниманием массивный секретер красного дерева в углу – за ним Булгаков работал во второй половине тридцатых годов. А это значит, что, скорее всего, именно на этой откидной полочке-конторке Михаил Афанасьевич создавал рукопись своего закатного романа «Мастер и Маргарита». А через двадцать лет после смерти писателя его вдова, Елена Сергеевна, усаживала за этот секретер тех немногих счастливцев, которым в виде особого расположения дозволялось читать эту рукопись. Сегодня на всякий случай секретер обнесен ограждением, но это не помешает благоговейно прикоснуться к святыне.
По преданию, бытовавшему в доме Булгаковых, этот секретер когда-то принадлежал Гоголю. Так оно на самом деле или нет, пожалуй, сегодня сказать наверняка не удастся. Как бы там ни было, в глубине секретера стоит портрет Николая Васильевича – знак уважения писателю, которого Булгаков считал своим учителем. А на секретере стоит портрет самого Булгакова, написанный в двадцать пятом году Остроумовой-Лебедевой. По-моему, не очень удачный портрет.
А что еще есть в комнате? Есть, например, пузатый шкаф середины девятнадцатого века – он стоял в гостиной квартиры Булгаковых в Нащокинском переулке. Благодаря своей конструкции эта хитрая штуковина могла выступать в роли не только платяного шкафа, но и секретера, и бюро, и комода. Консервативный Булгаков всегда питал страсть к старинной мебели, стараясь окружить себя атмосферой патриархального уюта, подобной той, которой награжден мастер в увитом виноградом доме с венецианскими окнами.
На покрытом белой скатертью столике стоит радиоприемник в ореховом корпусе – точно такой же был у Булгакова. Правда, обзавелся им писатель через несколько лет после того, как съехал с этой квартиры. В 1939 году уже смертельно больной Булгаков напишет своему другу П. Гдешинскому: «Я лежу, лишенный возможности читать и писать <…> связывает меня с внешним миром только освещенное окошечко радиоаппарата, через которое ко мне приходит музыка». РедакцияВ самой дальней комнате открыта выставка, посвященная редакции газеты, где печатался Булгаков. Правда, какой именно газеты, сказать трудно – видимо, некой обобщенной Газеты. Например, на стене висит картинка некого берлинского дома, располагавшегося по адресу Бойтштрассе, восемь. Здесь специально для русских эмигрантов (коих в двадцатых годах было в Берлине порядком) издавалась советская газета «Накануне», сотрудником которой был Булгаков – его фельетоны переправлялись в Берлин почтой. На широком столе раскидано несколько номеров этой газеты.
А вот сам стол вместе с прочей мебелью этой комнаты попал сюда из редакции газеты «Гудок», фельетоны в которой помогли Булгакову не умереть с голоду в двадцатых годах. Если вы помните во многом автобиографический «Театральный роман», там эта газета упоминается под названием «Вестник пароходства» (в реальности газета была не пароходная, а железнодорожная). В двадцатые годы эта, в общем, заурядная газета прославилась своей четвертой полосой, где печатались злободневные фельетоны. Помимо Булгакова, «Гудок» умудрился собрать под крыло своей юмористической страницы таких мастеров пера, как Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Исаак Бабель и многих других. «Гудок» жив до сих пор, но никогда с тех пор он не мог похвастаться таким штатом юмористов. Да, пожалуй, таким штатом юмористов не могла похвастаться и ни одна другая газета – ни до, ни после «Гудка».
Мебель вот из какой замечательной газеты вы найдете в этой комнате булгаковского музея. Жаль только, что, собственно, с Булгаковым эта мебель разминулась: в редакции она появилась аж в конце сороковых, когда Михаил Афанасьевич застать ее уже никак не мог. А раз так, пойдем-ка мы по музею дальше. Тем более, что сам Булгаков, скажем откровенно, не испытывал особой гордости за свои публикации ни в «Накануне», ни в «Гудке», и не очень любил вспоминать о них. КухняСердце коммунальной квартиры – общая кухня. Вдоль одной стены правильными шеренгами расставлены и разложены предметы быта эпохи: примусы, которые нужны, раз есть кастрюли. Бутыли керосина, которые нужны, раз есть примусы. Пожарная каска, которая тоже не будет лишней, раз есть керосин.
В противоположность горизонталям полок этой стены напротив вздымается под небеса вертикаль более габаритных вещей коммуналки.
Под этим образцом коммунального народного искусства гости музея проходят с опаской. И не зря. Штатива для фотоаппарата у меня не было, и я решил исправить это досадное обстоятельство, установив свою мыльницу на какую-нибудь поверхность, торчащую из этой груды хлама (повыше примуса, но пониже велосипедного колеса – метрах в двух над полом). И вот в процессе установки я неожиданно осознал, что вся эта композиция значительно менее устойчива, чем можно ожидать от музейного экспоната. Пока я пристраивал фотоаппарат на шаткую опору, меня не покидало неприятное ощущение, что сейчас что-нибудь рухнет сверху, и хорошо, если не на затылок. Однако же бог миловал, и теперь у меня есть фотография той самой Аннушки – как-нибудь по-другому ее висящий на стене портрет я бы сфотографировать не смог. А еще в кухне стоит тумбочка, на верхней полке которой лежит радиоприемник. Поскольку в музее, понятно, всё должно быть наполнено концентрированным символизмом, то я решил считать чайку на передней панели приемника аллюзией на МХАТ, к которому Булгаков питал весьма сильные и противоречивые чувства. Кажется, я замечаю у себя признаки синдрома поиска глубокого смысла.
Ну вот, пожалуй, и все на сегодня. Будете в Москве – не забудьте заглянуть сюда, тем более, что сейчас музей поглощен реализацией новой концепции развития. Конкурс на нее выиграли, как ни странно, итальянцы, и теперь планируется создать на базе музея какой-то «литературный парк». Что ж, посмотрим, что из этого выйдет. |