|
Гипсовые орнаменты на стенуЭлементы гипсового декора - основа уникального интерьера
Лепной декор для украшения интерьеров используется со времен Древнего Египта. Гипс был выбран в качестве исходного материала благодаря простоте обработки. Свой рассвет он пережил во времена барокко и рококо, активно применялся в стилистике классики, ампира и модерна, следующий взлет пришелся на середину 20 века - сталинский ампир. Сейчас, когда страна переживает новый строительный бум и ностальгию по ушедшей советской эпохе, мелкая гипсовая пластика стала особенно популярна как экологически чистый и безопасный материал. Потолочный дизайнГипсовая пластика для потолка включает розетки, молдинги, карнизы, медальоны, гирлянды, растительные орнаменты. С ее помощью можно визуально увеличить высоту помещения, придать плоскости глубину. Для центральной композиции выбирают розетку, обрамляющую место крепления люстры. Розетка может быть самой разной формы - круглая, квадратная, овальная, составляется из нескольких частей. Часто круглые розеточные обрамления дополняют молдингами в форме квадрата и цветочными гирляндами. В угловых зонах потолка также монтируют орнамент или медальоны. Карнизы и порезка гипсовая используется для имитации кессонного потолка: заготовки, обрезанные под углом в 45°, крепят по расчерченной на поверхности сетке. Стеновой дизайнСтены декорируют следующими изделиями:
Колонны из гипса выполняются по образцам различных архитектурных ордеров, которые различаются пропорциями и количеством декорирующих составляющих:
Колонны - декоративный элемент, они не несут конструктивной нагрузки, что следует учитывать при создании дизайн-проекта. ![]() ![]() Полуколоннами оформляют входы и оконные проемы, они часто завешаются арками над полукруглыми окнами. Пилястры из гипса от колонн и полуколонн отличаются прямоугольной формой, но декорируются по принципу ордерной системы. Пилястрами задают ритм или границы зон в пространствах большой площади, украшают каминные порталы, обрамляют оконные или дверные проемы. Арки из гипса - незаменимое обрамление входов и окон. Порезка гипсовая и арки используют для создания на стенах фальшь-проемов,ограничения ниш или панелей с особой отделкой - участками со штофными обоями, венецианской или тераццо штукатуркой, облицовкой поделочным камнем. Как правило, арки составляют из двух частей с замковым камнем в виде цветка или руста посередине. Ниши, фальшь-камины, надкаминные полки украшают вазами или скульптурой. Популярный мотив декорации камина - атлант из гипса, поддерживающий полку. Над топкой можно расположить зеркало или телевизор в обрамлении карнизным багетом. Декоративный лепной элемент в виде цветка, листьев, гирлянд или орнаментов - принадлежность декорации стен в стилях рококо и ампир. Гирлянды, как правило, составляют по индивидуальному рисунку или покупают набором с инструкцией по сборке. Лепнина в убранствеРазнообразие ассортимента лепных изделий дает возможность создания уникальных интерьеров в зданиях любого назначения. Вне зависимости от площади помещения, гипсовые украшения создадут атмосферу роскоши с налетом ностальгии, главное, соблюдение меры в наполненности комнаты мелкой пластикой. В различных архитектурных направлениях используется схожий декор, но в разных сочетаниях. Готика предполагает строгие линии, устремленные ввысь и стрельчатые (остроконечные) арки. Для барокко характерны плавно изогнутые и разорванные карнизы, относительно скромный дизайн, который в рококо превращается в обилие цветочных мотивов. Пришедшая на смену рококо классика - это точно выверенные линии без излишестве.Имперский стиль предполагает одновременное использование наработок предыдущих стилей и переходит в эклектику модерна и псевдоготики. ![]() ![]() Небольшой фальшь-камин или био-камин с гипсовыми деталями станет центром композиции и украшением внутреннего убранства. Завершит композицию зеркало или телевизор в тяжелой багетной раме над каминной полкой. Объемные конструкции подходят для просторных помещений, двухсветных залов в частных особняках, где мелкая пластика просто затеряется. В то же время в небольшом помещении крупный элемент создаст ощущение стесненности. Основные качества лепнины - универсальность, эффективность и эффектность, позволяет подобрать нужное в любой стилистике и создать индивидуальное лицо своему интерьеру. Орнаменты лепной декор | Фабрика ЛепниныЛепнина часто создается с определенным орнаментом. Это делает ее заметнее и богаче. Без орнамента была бы утрачена неповторимость многих лепных изделий. Что такое орнамент?Орнамент переводится с латинского языка, как «украшение». Он представляет собой узор, состоящий из повторяющихся рисунков. Орнамент может и украсить, и зрительно видоизменить поверхность. За все время существования декоративной лепнины действовали разные принципы и традиции орнамента. Он может быть скромным, лаконичным или вычурным и сложным. Есть варианты с частичным и полным покрытием предметов. В геометрический орнамент включаются волнистые, прямые и другие линии, а также точки, спирали, ромбы, кресты и многое другое. Если говорить о растительном орнаменте, то это цветы, плоды, листья и ягоды. Варианты орнаментовГеометрический классический орнамент часто использовался в античные времена. Для него характерна естественная форма. До сих пор такой декор популярен и применяется для декора различных помещений. В основе создания геометрического орнамента лежит чередование рисунков в заданном порядке. Нередко такой орнамент сочетается с другим. Растительный орнамент отличается богатством мотивов. Некоторые упрощены, другие, наоборот, усложнены. Могут встречаться изображение птиц, других животных, в том числе, мифических. Для геральдического орнамента характерны гербы, а также факелы, оружие, знамена и доспехи. К ним добавляются лиры, маски, рожки, трубы. Декоративному орнаменту свойственны изображения лиц и человеческих фигурок. Особым типом орнамента считаются стилизованные надписи. Отметим, что для каждой эпохи характерны свои орнаменты. Акант является декоративной формой, которая восходит к изображению аканта – травянистого растения. Волюта это спиральный завиток, который является частью греческой капители. Орнаментов великое множество. Важно уделить выбору некоторое время. Гипсовая лепнина на стенах | Фабрика ЛепниныНа сегодняшний день доступна лепнина из привычного гипса, а также из дюрополимера и полиуретана. Универсальный материал используется как для внутренней, так и для внешней отделки помещений. У каждого гипсового элемента есть собственное название. Рассмотрим терминологию самых популярных элементов.
Виды лепниныГипсовая лепнина на стенах может быть представлена барельефом. Этот элемент, где изображение выходит из фона, более чем на половину объема. Барельефами могут украшаться не только стены, но и своды или фронтоны.
Арка представляет собой перекрытие проема овальной формы. У нее симметричная сводчатая конструкция. Аркадой называют несколько одинаковых арок, которые опираются на колонны либо устои (квадратные столбики). Устои часто украшают пилястрами. Аркады использовались для акведуков или в строительстве больших стен.
Карниз является выступающей деталью мебели, стен и других поверхностей. Если говорить об архитектуре, то благодаря карнизу отделяется крыша от вертикальной стены. Карниз также может разделять стену по линиям.
Колонна представляет собой часть несущей конструкции. Она состоит из капители, фуста и базы. Молдингом называют декоративный элемент, который является накладной выпуклой планкой. Его используют, чтобы декорировать потолок, стены, двери, камины или арки. Молдинги придают композиции завершенность. Элемент может служить для украшения наличников или зеркал.
Архитектурный орнамент является узором, который основан на чередовании нескольких элементов. Им украшают множество разных предметов. Розеткой называют мотив, где есть несколько листьев или цветков, заключенных в форму. Они располагаются симметрично. Розетку часто используют для украшения потолков и вертикальных поверхностей. Угловой элемент представляет собой деталь, которая нужна, чтобы оформлять углы дверей, оконных проемов, шкафов или зеркал. Благодаря угловым элементам, любая поверхность или предмет является завершенной конструкцией. Важно понимать, что такое фактура. Это характер поверхности, своеобразная обработка. Гипсовые элементы могут быть разной фактуры, что в том числе определяет их универсальность.
В нашей мастерской гипсовая лепнина всегда высокого качества. Также предоставляются услуги по профессиональному монтажу, изготовление на заказ. Рисование гипсового орнамента- Уроки ИЗОСлово «орнамент» происходит от латинского ornamentum — украшение. Основная функция орнамента — декоративная. Он может служить украшением предметов прикладного искусства, часто применяется в книжной графике, архитектуре, коврово-ткацкой промышленности и других отраслях. Орнаментальное искусство несет в себе общие стилистические особенности, присущие различным национальным культурам, признаки стиля определяются различиями изобразительной культуры каждого народа, которые были устойчивы на протяжении некоторого исторического периода. В. Дембовецкий писал: «Орнаментное искусство, как и всякое искусство вообще, с одной стороны, воспроизводило, а с другой — создавало то, что художественный инстинкт народа склонен был принимать за проявление возвышенного и прекрасного». Закономерности построения каждого орнамента зависят от материала, формы и назначения того предмета, который он украшает. Широко распространены следующие разновидности орнамента: ленточные, розетки и сетчатые. По изобразительным элементам, входящим в орнамент, он может быть: геометрическим, растительным, тератологическим (от греч. teras — чудовище, т. е. звериный стиль в орнаментике) и эпиграфическим, т. е. включающим различные надписи (что характерно для орнаментики Средней Азии и Ближнего Востока). Известный американский эстетик и психолог искусства Рудольф Арихейм писал: «Можно ли определить его (орнамент. — примеч. авт.) лишь как зрительно воспринимаемую модель, которая не изображает объект? Очевидно, нельзя, потому что в большинстве случаев орнамент образуется не из одних лишь чистых форм: для его создания используют изображения животных, растений, человеческих фигур, различные узлы и ленточки. Вряд ли найдется в мире объект, который не воспроизводился бы в орнаменте». Остановимся подробнее на применении орнамента в архитектуре. Известно, что главным принципом построения архитектурной композиции является ее архитектоника, в которой и проявляются все художественные достоинства сооружения. Архитектоника здания должна выражать единство его конструктивной и художественно-образной формы. «Подлинная цельность композиции, ее ясность, убедительность, сила эмоционального воздействия достигаются синтезом логики разума и логики чувств», — пишет известный архитектор Ф.А. Новиков. Наиболее сильное эмоционально-эстетическое воздействие на человека архитектурное сооружение оказывает лишь в синтезе с живописью и скульптурой, садово-парковым и декоративно-прикладным искусством. «Во все времена в числе активных средств композиции особо ценилось монументально-декоративное искусство, способное обогатить архитектуру, дополнить ее изобразительным или декоративным сюжетом» (Ф.А. Новиков). В истории архитектуры можно найти множество примеров удачного применения орнаментов. На Руси основным материалом при сооружении построек различного назначения было дерево. Истоками деревянного зодчества является народное творчество. Орнамент — язык тысячелетий. Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Деревянная архитектура всегда украшалась резьбой, основным элементом которой являлся орнамент. Деревянные узоры древних восприняли архитекторы последующих времен, да и сейчас можно найти множество примеров применения орнамента в украшении построек в деревнях и поселках. Кроме резьбы по дереву обогащают архитектуру резьба по камню и лепнина, декоративный бетон и чеканка, витражи и литье из металла, художественная керамика и декоративное стекло, и в каждом из этих видов художественно-декоративного искусства орнамент занимает достойное место. Е.М. Осетров пишет: «Я думаю о том, что орнамент — это путеводная нить от прошлого к нашим дням». Архитектурный образ, созданный в сознании человека, складывается не только из формы, но и из декора, истоками которого когда-то являлись скульптура и живопись. Слияние этих компонентов и образует в первую очередь тот синтез искусств, который всегда связан с социальным содержанием и функциональным назначением архитектуры. Эстетические взгляды людей разных эпох, уровень развития технических средств, освоение новых материалов порождали различные архитектурно-конструктивные формы с присущими только им художественными приемами. Декоративное убранство здания чаще всего выполняется в барельефных или горельефных скульптурных изображениях. Барельеф выступает от плоскости стены менее чем на половину своего объема, а горельеф — более чем на половину. Барельеф обычно используют как орнаментальный фриз или в виде отдельных декоративных вставок, горельеф — для заполнения больших и глухих поверхностей, чаще как тематическую скульптуру. Барельеф делается с расчетом на близкое его разглядывание, а горельеф воспринимается на значительном удалении от зрителя. Орнаментальные композиции в архитектуре могут быть как реалистичными, так и стилизованными. Часто в архитектурных постройках прошлого встречается меандр — плоский геометрический орнамент в виде пересекающихся и изогнутых прямых или закругленных линий — греческая стилизация морской волны. Из растительных орнаментов архитекторы прошлого использовали акантовый лист, пальметку. Орнамент в архитектурно-декоративных композициях может располагаться как фриз и как розетка, розетки часто встречаются на потолке в кессонах — элементах, образуемых пересекающимися балками. Все эти типы орнаментов отливают из гипса для учебных практических работ по рисунку. Кроме того, богато орнаментированы такие архитектурные детали, как ионик, кронштейн (модульон), капитель колонны, которые также рекомендованы для рисования. Последовательность построения рисунка гипсового орнаментаИзучение, последовательный анализ с помощью рисунка формы гипсового орнамента как архитектурной детали, разгадывание его конструктивно-художественной логики приносят огромную пользу. Рисуя гипсовые слепки декоративного убранства архитектурных сооружений, ученик осваивает законы перспективного построения сложной формы, изучает пластические основы и пропорции ее художественного выражения, конструктивную логику, а также совершенствует свои графические навыки. Остановимся подробнее на основных этапах работы над рисунком гипсового орнамента. Первый этап. Рисование гипсового орнамента
Прежде чем приступить к рисунку, необходимо изучить объект для рисования и провести анализ формы орнамента. Художник-график П.Я. Павлинов писал: «Чтобы понять конструкцию фигуры, надо представить ее вне точки зрения, мысленно со всех сторон, как мы осязаем косточку оливы во рту». Анализируя форму каждого конкретного орнамента, необходимо понять ритмику его чередующихся элементов, схему их движения. «Конечно, не в момент выполнения надо накладывать мерку, применять отвес и пр.; следует уже заблаговременно овладеть точностью, которая перед лицом природы сама собой придет на помощь неудержимому желанию отобразить ее», — писал Эжен Делакруа. Композиция на листе складывается не только из изображения предмета, но и из тех промежутков и полей, которые предмет окружают. При передаче пропорциональной аналогии общей формы и ее составных частей надо помнить, что площади светлого и темного в рисунке должны уравновешивать друг друга. Рисуя плиту, определите ее пропорции, а затем наклон (наклон плиты лучше определять по отношению к вертикали). Далее точно установите уровень зрения. В процессе всей работы над рисунком нужно следовать перспективным изменениям в соответствии с исходными данными. Второй этап. Рисование гипсового орнамента
Сущность конструкции орнамента познается через основные направляющие линии в узловые опорные точки, а для этого необходимо увидеть и расчленить сложную форму на простые геометрические фигуры. «Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, — это контраст основных линий. Надо хорошо запечатлеть это в воображении, прежде чем прикасаться карандашом к бумаге», — писал Э. Делакруа. Изображая гипсовую розетку, необходимо нарисовать множество эллипсов. Для этого нужно четко представлять расположение большой и малой осей каждого из них. Наметив исходный эллипс, лежащий в плоскости доски, все другие эллипсы необходимо сравнивать с ним. Третий этап. Рисование гипсового орнаментаВыделение в общей форме и построение основных частей орнамента через их узловые пункты. Каждый объем приведенной в примере розетки делится на пять равных частей. Узловые пункты основных частей как раз и будут лежать на линиях или кривых, соответствующих этому членению. Я.П. Павлинов писал: «Надо форму понимать от осей как направления и в количественном распределении по ней, а не от контуров». Четвертый этап. Рисование гипсового орнамента
Учебный рисунок должен содержать как можно больше информации о форме. Все построение ведется так, чтобы можно было изучить не только внешнюю, но и скрытую от глаза наблюдателя оболочку предмета. «В рисовании нужно достигнуть того, чтобы форму строить в пространстве бумаги так, как бы я строил ее в натуре, в скульптуре, архитектуре, как строит вещь столяр, как макетчик», — писал П.Я. Павлинов. Рисунок строится от плоскости доски, как бы «изнутри», и выстраиваемые объемы двигаются по направлению к зрителю. Оправданность такого подхода к построению рисунка доказывал еще Уильям Хогарт в XV1I1 в. Он писал: «Но обычно, когда смотрят на любой непрозрачный предмет, часть пространства, которая непосредственно противостоит глазу, целиком поглощает наше внимание, а противоположная или даже рядом лежащая часть в этот момент не занимает нашу мысль. Малейшая попытка ознакомиться с любой другой стороной предмета разрушает наше первое представление из-за отсутствия связи между этими двумя представлениями, которую мы, безусловно, могли бы установить, познав весь предмет в целом, если бы в самом начале подошли к нему». Пятый этап. Рисование гипсового орнамента
Надо помнить, что светотень возникает от освещения предмета источником света. Строя геометрию теней, нужно точно выяснить направление лучей света. Необходимо, пусть визуально, находить проекции основных крайних точек на поверхности орнамента, создающих границы светотени. Прямой свет, т.е. свет под углом 90 градусов к поверхности орнамента, будет создавать впечатление резкого светлого силуэта на темном фоне. Светотеневые нюансы почти отсутствуют. Собственных теней почти нет. Форма засвечивается и кажется плоской и даже большей по размеру. Высокий свет, направленный на гипсовый орнамент под углом 45 градусов, особенно хорошо выявляет объем и фактуру формы. Мы очень четко можем увидеть свет, полусвет, полутень, тень, т. е. все светотеневые градации. Хорошо читается краевой или пограничный контраст на собственной и падающих тенях. Необходимо помнить, что при приближении к источнику света контрастность возрастает, и стараться увидеть это в натуре. Скользящие лучи света создают полутона, поэтому доска орнамента будет несколько темнее, чем выступающие элементы. Шестой этап. Рисование гипсового орнамента
Переходы между тенью и светом надо особенно тщательно прорабатывать штрихом, выявляя фактуру материала. Рефлексы, т. е. отраженный свет, на гипсе будут восприниматься как дополнительный источник света, если их не подчинять освещенным местам. Тени и рефлексы желательно прорабатывать мягче, без штрихов, чтобы они «отходили вглубь». Заканчивая рисунок, надо чаше смотреть на него издали, стараясь добиться гармоничности, обобщенности, более четкого выявления пространственных и фактурных особенностей орнамента. А. Дейнека писал: «Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изучения, но и постоянным “фоном”, на котором познается каждая часть в отдельности». Подчинение тональных градаций происходит тогда, когда ученик работает по тональному масштабу, выявляя самое темное и самое светлое места. Остальные тональные градации необходимо строить, сравнивая с самым темным и самым светлым, четко выстраивая отношения тона на рисунке. В законченный учебный рисунок гипсового орнамента ученик должен вложить все свои навыки, знания, возможности — все то, что он приобрел на предшествующих занятиях. «Нам же кажется, что в штудированном рисунке вполне допустимо и целесообразно оставаться на таком пределе, который дает полное представление о сложном характере фигур и освещения», — писал Дейнека. Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В. Объемные рисунки на стенах. Идеи и один мастер-класс. » Женский Мир
☰ Меню
|