|
Бродский к стенеПисьма к стене — Бродский. Полный текст стихотворения — Письма к стенеСохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Изолятор тоски — или просто движенье вперед. Иосиф Бродский - Письма к стенеСохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить. Ты останешься после меня. До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты. Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди. Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади. Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись. Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись. Человек – это шар, а душа – это нить, говоришь. В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш. Отпустить – говоришь – вознестись над зеленой листвой. Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой. Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, изобилье минут вдалеке на больничных часах. Проплывает буксир. Пустота у него за кормой. Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой. Посвящаю свободе одиночество возле стены. Завещаю стене стук шагов посреди тишины. Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша: завещаю тебе навсегда обуздать малыша. Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму. Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак. Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом. Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем. Только жить, только жить и на все наплевать, забывать. Не хочу умирать. Не могу я себя убивать. Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Так окрикни меня. Так легко малыша напугать. Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу: Эй, малыш! – и тотчас по пространствам пустым полечу. Ты права: нужно что-то иметь за спиной. Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной не безгласный агент с голубиным плащом на плече, не душа и не плоть – только тень на твоем кирпиче. Изолятор тоски – или просто движенье вперед. Надзиратель любви – или просто мой русский народ. Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить. Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить. За тобою тюрьма. А за мною – лишь тень на тебе. Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе. Хорошо, что кончается ночь. Приближается день. Сохрани мою тень. январь – февраль 1964 Письма к стене — Бродский Иосиф АлександровичСохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить. Ты останешься после меня. До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты. Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди. Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади. Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись. Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись. Человек -- это шар, а душа -- это нить, говоришь. В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш. Отпустить -- говоришь -- вознестись над зеленой листвой. Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой. Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, изобилье минут вдалеке на больничных часах. Проплывает буксир. Пустота у него за кормой. Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой. Посвящаю свободе одиночество возле стены. Завещаю стене стук шагов посреди тишины. Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша: завещаю тебе навсегда обуздать малыша. Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму. Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак. Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом. Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем. Только жить, только жить и на все наплевать, забывать. Не хочу умирать. Не могу я себя убивать. Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Так окрикни меня. Так легко малыша напугать. Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу: Эй, малыш! -- и тотчас по пространствам пустым полечу. Ты права: нужно что-то иметь за спиной. Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной не безгласный агент с голубиным плащом на плече, не душа и не плоть -- только тень на твоем кирпиче. Изолятор тоски -- или просто движенье вперед. Надзиратель любви -- или просто мой русский народ. Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить. Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить. За тобою тюрьма. А за мною -- лишь тень на тебе. Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе. Хорошо, что кончается ночь. Приближается день. Сохрани мою тень. январь -- февраль 1964 Стих Письма к стене - Иосиф Бродский: читать текст онлайнСтихи » Иосиф Бродский » Стих Письма к стене В PDF форматеРаспечататьСохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Изолятор тоски — или просто движенье вперед. Поделиться Поделиться Отправить Класснуть Вотсапнуть Письма к стене - Бродский ИосифСохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Изолятор тоски -- или просто движенье вперед. январь -- февраль 1964 Анализ стихотворения Бродского Письма к стенеСтихотворение Иосифа Бродского «Письма к стене» было написано в 1964 году. В это время поэт находился в ссылке и очень активно занимался творчеством. Данное стихотворение посвящено теме страха перед смертью, перед отправлением в небытие. Поэт, уже переживший первый сердечный приступ в тюремной камере, оказался в положении, когда его жизнь может оборваться в любой момент. Его пугает эта возможность, он еще очень молод, ему хочется жить. Смерть представляется ему полным исчезновением, стиранием из всех реальностей. Но он хочется быть, хочет остаться, несмотря на все несовершенство этого мира, ему не хочется уходить из него раз и навсегда. Разговаривая со стеной, поэт наделяет ее человеческими чертами: не только способностью быть молчаливым слушателем, но и активным действующим лицом, способным испытывать эмоции – это видно в обращении-просьбе «Дорогая стена, улыбнись». Действие стихотворения неспроста разворачивается ночью – «Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты». Ночь – время, когда человек, свободный от дневных забот, погружается в свои личные, внутренние проблемы, и если его что-то тревожит – ночью становится особенно страшно и тяжело. Во время работы над данным произведением поэт действительно переживал самое страшное время своей жизни – принудительное лечение в психбольнице, тюрьму и ссылку. Но несмотря на все это, он верит в то, что у него еще есть надежда на лучшее будущее – это видно по последней строфе: «Хорошо, что кончается ночь. Приближается день». Бродский искренне верит в то, что его будущее – лучше настоящего, что весь пережитый им ужас лишь фаза, черная полоса, которая обязательно сменяется светлой. По сравнению с глубоким трагизмом первых строф, последняя выглядит очень жизнеутверждающей. Поэт не ошибался – его дальнейшая жизнь и судьба сложились намного лучше, чем можно было предполагать. Стремление сохранить свое «я» в пространстве и времени во что бы то ни стало – главная идея данного стихотворения Бродского. Любой ценой, любым способом, сохранить свою тень – память о нем, о его жизни, творчестве, пережитых им испытаниях. Вариант №2После обличительной статьи, которую опубликовали в 1963 году, начались гонения на Бродского. Поэта обвинили в тунеядстве, начались кампании по устранению. Сначала Бродского осудили, посадив в камеру, где у него случился сердечный приступ, после которого у него начались постоянные проблемы с сердцем. С этого момента Бродский стал часто задумываться о смерти, потому что она могла прийти к нему в любой момент. Перед судом поэт находился в ленинградской психиатрической лечебнице, где его мучали: насильно кололи уколы, пичкали таблетками и заставляли лежать в холодной воде. Такая карательная медицина не могла не отразиться на человеке. Его сослали в Архангельскую область, где он должен был работать пять лет, но по просьбам его коллег, срок сократили до полутора лет. «Письма к стене» - это не просто красивое стихотворение, но и своеобразная молитва. Молитва на жизнь. Бродский очень хотел жить, и это видно в четвёртой строфе, в ней поэт несколько раз говорит о том, что не хочет умирать. Лирический герой этого произведения сидит у стены и страдает. Причём стена – это не просто биографичная вещь, но и символ надежды и веры в лучшее. Здесь можно провести аналогию с иерусалимской Стеной Плача. Бродский очень любил олицетворять предметы, к этому он прибегнул и в данном стихотворении. Стена – единственный на тот момент друг поэта. Именно к стене он обращается, именно ей пишет письма, а всё потому, что она – та, которая защищает и, кажется, поддерживает поэта. Стена – единственный собеседник. Лирический герой одинок и печален. Всё действие происходит ночью, кроме стены вокруг только луна, холод и кромешный мрак. Ночью наружу вылезают все страхи и переживания, ночь – неблагоустроенный хаос, который способен вытащить всё из здорового психически и физически человека, не говоря уже о намучившемся ссыльном. Герой сталкивается с бездной, он не знает что делать, и ему остаётся только молиться, писать письма к единственному, пусть и безмолвному собеседнику и ждать утра. «Хорошо, что кончается ночь» - пишет поэт с облегчением. Ещё одна адская ночь подходит к концу, а днём станет не так плохо и страшно, днём весь этот первородный ужас остаётся только на бумаге – только в «Письмах к стене». Произведение проникнуто переживаниями поэта в самый худший период его жизни. Помимо его ссылки, издевательств над ним в лечебнице и нескончаемого страха смерти, он переживал ещё и расставание с любимой женщиной. Бродский писал, что это было самым печальным и самым убийственным для него событием. Картинка к стихотворению Письма к стене![]() Популярные темы анализов
Не выходи из комнаты, не совершай ошибкуНе выходи из комнаты, не совершай ошибку. О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора. Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло. О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову Не выходи из комнаты. О, пускай только комната Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были. Анализ стихотворения «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» БродскогоТворчество И. Бродского всегда неоднозначно. Любое его стихотворение требует глубокого философского анализа. Судьба поэта складывалась непросто. С самого раннего возраста он чувствовал глубокую неприязнь к советской идеологии. Бродский считал, что поэту для самореализации необходима полная свобода творчества. Это приводило к столкновениям и конфликтам с официальными органами. Бродский совершенно не вписывался в социалистическое общество, что, в конечном счете, привело к его эмиграции. В 1970 г. он написал стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», в котором высказал свои взгляды на место человека в советской системе. Стих может трактоваться по-разному. Распространена версия о том, что Бродский описал человека, ведущего двойную жизнь. В СССР критика государственного строя была под строгим запретом. Не имея возможности высказаться публично, люди выражали свои негативные взгляды только дома. Из-за опасения перед доносом такие высказывания были возможны только среди узкого круга лиц. Чаще всего эти размышления происходили на кухне за рюмкой водки. Возникло явление т. н. «кухонных философов». Недоверие к окружающим вело к вынужденному одиночеству. Работа и контакты вне дома становились тягостными. Только в родных четырех стенах человек ощущал себя свободным. Бродский иронически критикует такую позицию, описывая мнимое ощущение свободы замкнутой в узком пространстве личности. Другая трактовка основана на анализе жизни самого поэта. Постоянное чувство неприязни к окружающей действительности сказалось на его характере. Бродский чувствовал себя изгоем, ему действительно было удобнее находиться в своем личном мире, где он ощущал творческую свободу. В свое время поэт был обвинен в тунеядстве, так как отказывался устроиться на обычную работу. Он сам стремился отгородиться от окружающих, считая, что общение с рядовыми советскими жителями сделает его «более изувеченным». Неудивительно, что его странный образ жизни вызывал порицания. Восклицание «Не будь дураком!» — прямое обвинение окружающих в ограниченности и скудости мышления. Поэт превозносит свою личность, которой якобы доступно постижение высшей истины. Сам Бродский утверждал, что родина поэта – его язык. Ему было безразлично где жить, в СССР или в США, лишь бы не чувствовать давления извне. Жизнь, свободная от «хроноса, космоса, эроса…» — идеальная форма существования для поэта. Бродский - Письма римскому другу: стих, текст "Нынче ветрено и волны с перехлестом"Нынче ветрено и волны с перехлестом. Дева тешит до известного предела — ___ Посылаю тебе, Постум, эти книги. Я сижу в своем саду, горит светильник. ___ Здесь лежит купец из Азии. Толковым Рядом с ним — легионер, под грубым кварцем. ___ Пусть и вправду, Постум, курица не птица, И от Цезаря далеко, и от вьюги. ___ Этот ливень переждать с тобой, гетера, Протекаю, говоришь? Но где же лужа? ___ Вот и прожили мы больше половины. Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом. ___ Помнишь, Постум, у наместника сестрица? Приезжай, попьем вина, закусим хлебом. ___ Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье, Поезжай на вороной своей кобыле ___ Зелень лавра, доходящая до дрожи. Понт шумит за черной изгородью пиний. Анализ стихотворения «Письма римскому другу» БродскогоТворчество И. Бродского до сих пор воспринимается крайне неоднозначно. Одни превозносят его в качестве величайшего поэта современности, другие подвергают уничижительной критике. Главной причиной для негативных высказываний является туманный и грубый стиль поэта, использование нецензурной лексики. Критики считают, что такой язык никак не может считаться составной частью классического культурного наследия. В этом плане очень интересно стихотворение Бродского «Письмо римскому другу» (1972 г.). В нем поэт практически не использует сложные образы и символы. Произведение является спокойным размышлением автора, написанным простым и доступным языком. В названии Бродский указывает на возможный перевод стихотворения («из Марциала»). Однако это не так. Оно является самостоятельным произведением. Поэт просто использует распространенный древнеримский жанр дружеского послания-размышления к близкому человеку. Бродскому были близки древнеримские поэты, которые воспевали индивидуальную свободу творческой личности. При этом они чаще всего отрицательно относились к всемогущим императорам. Явно заметно сравнение Советского союза с Римской империей. Себя автор уподобляет римскому гражданину, который по какой-то причине находится в далекой провинции. Возможной причиной могут быть гонения властей. Автор обращается к другу, оставшемуся в столице. В ироничных вопросах о состоянии Цезаря видны намеки на советского вождя. Коммунистическое руководство Бродский считает точной копией древнеримской верхушки общества. Власть двух величайших империй объединяют интриги и безумная роскошь. Главный герой подчеркивает, что находясь вдали от столицы, он ощущает огромное спокойствие, которое позволяет ему предаваться философским размышлениям. Бродский никогда не скрывал, что ему незнакомо чувство патриотизма. Его совершенно не прельщало звание гражданина империи. В могущественной державе он стремится попасть на самую окраину, чтобы не испытывать на себе идеологическое давление. Автор выдвигает серьезное обвинение, направленное в первую очередь против Сталина, — «кровопийца». По сравнению с ним все мелкие руководители – просто «ворюги», с которыми еще можно как-то сосуществовать. Бродского совершенно не заботят общегосударственные вопросы. Это ярко проявляется в замечании: «в Ливии… или где там? …до сих пор еще воюем?». Для него набрать воды для букета цветов намного важнее, чем международный конфликт. В упоминании «наместника сестрицы» виден намек Бродского на тех людей, которые стремятся добиться расположения власти. «Общение с богами» он приравнивает к общественному уважению, которое ему глубоко чуждо. Финал стихотворения описывает простую обстановку, окружающую добровольного изгнанника («пыльное оконце», «оставленное ложе»). Бродский изображает свое представление об идеальном образе жизни, которого он смог впоследствии достигнуть, покинув Советский союз. Иосиф Бродский - Сидя в тени: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихI Ветреный летний день. II Свирепость их резвых игр, III Остекленелый кирпич IV Новый пчелиный рой V Природа научит их VI Ежедневная ложь VII После нас — не потоп, VIII Ветреный летний день. IX Ветреный летний день. X Чем искреннее певец, XI Это — не страх ножа XII Тысячелетье и век XIII Будущее черно, XIV Взор их неуловим. XV Всякая зоркость суть XVI Данный эффект — порок XVII Эта песнь без конца XVIII Ветреный летний день. XIX Впитывая свой сок, XX Наши развив черты, XXI Так двигаются вперед, XXII В этом и есть, видать, XXIII Так в пустыне шатру Иосиф Бродский - Натюрморт: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих1 Вещи и люди нас Я сижу на скамье Это январь. Зима 2 Пора. Я готов начать. О чем? О днях. о ночах. людях. Они умрут. 3 Кровь моя холодна. Внешность их не по мне. Что-то в их лицах есть, 4 Вещи приятней. В них Внутри у предметов — пыль. Пыль. И включенный свет 5 Старый буфет извне В недрах буфета тьма. не тщится перебороть, 6 Последнее время я поднося, хоть дышу, Я неподвижен. Два 7 Преподнося сюрприз Вещь не стоит. И не Вещь можно грохнуть, сжечь, 8 Дерево. Тень. Земля Корни. Их переплет. Он неподвижен. Ни 9 Вещь. Коричневый цвет Смерть придет и найдет Это абсурд, вранье: 10 Мать говорит Христу: Как ступлю на порог, Он говорит в ответ: Анализ стихотворения «Натюрморт» БродскогоВ 1971 г. И. Бродский перенес внезапный приступ серьезной болезни. Он некоторое время провел в больнице, мысленно готовясь к смерти. Под влиянием перенесенных впечатлений поэт написал стихотворение «Натюрморт». Название имеет ироничное значение (в букв. переводе – «мертвая природа»). Стихотворение построено на сравнении человека с вещью. Живое мыслящее существо протестует против такого сравнения, но смерть стирает различия между живой и неживой природой. Лирический герой в начале стихотворения сидит в одиночестве на скамье, он погружен в глубокие размышления, навеянные близкой смертью. Мысленно прощаясь с миром живых, он признается, что уже давно от него устал. Все жизнь его окружали люди и вещи. По своей сути это абсолютно противоположные понятия. Автор пытается разобраться в их различии. Поэт находится в мрачном настроении. Он утверждает, что всегда ненавидел людей, ему неприятен их «непокидаемый вид». В этом содержится намек на советское общество, которое Бродский считал серым и убогим. Такой взгляд обострен болезнью и ожиданием возможной смерти. Автор замечает, что обычные вещи гораздо лучше людей. Вещи нейтральны, они не испытывают и не проявляют никаких эмоций. Суть вещей – вечная и неизменная пыль – «плоть времени». Человек на протяжении всей жизни стремится к действию, пытается заявить о себе, повлиять на других. Несмотря на всю эту суету, всех ждет одинаковый конец – обращение в прах. Бродский смирился с неизбежным. Он уже готов принять смерть, во всем видит ее приближение («сплю среди бела дня», «бедра холодны, как лед»). Поэт уже наполовину видит себя слившимся с вещью, которая «есть пространство». Вещь можно подвергнуть физическим изменениям, но ее суть неизменна. В тексте стихотворения повторяется выбранный Бродским эпиграф: «Придет смерть, и у нее будут твои глаза». В контексте он получает очень глубокий смысл. Смерть также не имеет отличительных признаков, которые придуманы людьми. Она индивидуальна для каждого человека. Забирая людей из мира живых, смерть уравнивает их с вещами, возвращает в неизменное состояние космической пыли. В заключительной части Бродский прибегает к христианскому образу. В Библии нет такого диалога между Христом и Богоматерью. Поэт сам дополнил Евангелие утверждением Иисуса, что разницы между живыми и мертвыми не существует. Важна сама суть человека-вещи. Стихотворение «Натюрморт» имеет глубокий философский смысл. На основе личных впечатлений Бродский описывает искренние переживания человека, связанные с его переходом в разряд «неживой природы». Иосиф Бродский - От окраины к центру: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихВот я вновь посетил Предо мною река Джаз предместий приветствует нас, В ярко-красном кашне Добрый день. Ну и встреча у нас. По замерзшим холмам Это наша зима. Не до смерти ли, нет, Значит, нету разлук. Как легко нам дышать, Вот я вновь прохожу Как стремительна жизнь Неужели не я, Кто-то новый царит, Значит, нету разлук. То, куда мы спешим, Это — вечная жизнь: Поздравляю себя Не жилец этих мест, Слава Богу, чужой. Поздравляю себя! |